Принят закон «О мультимодальных перевозках»
По своей природе этот закон является имплементацией Директивы Совета 92/106/ЕЭС от 07 декабря 1992 г. об установлении общих правил для отдельных видов комбинированных перевозок грузов между государствами-членами (согласно приложению XXXII к главе 7 «Транспорт» раздела V «Экономическое и отраслевое сотрудничество» Соглашения об ассоциации Украина – ЕС).
Закон вводит несколько важных понятий: мультимодальной и комбинированной перевозки грузов, мультимодального терминала, документа мультимодальной перевозки, оператора и заказчика мультимодальной перевозки, закон определяет договор мультимодальной перевозки, устанавливает его существенные условия.
Важной задачей, которую призван решить закон, есть имущественная ответственность перевозчиков товара, если их несколько на маршруте перевозки. Поэтому вводится ответственность оператора и заказчика услуги мультимодальной перевозки, когда оператор мультимодальной перевозки несет ответственность за действия и бездействие фактического перевозчика, владельцев мультимодальных терминалов или субъектов хозяйствования, во владении и пользовании которых на законных основаниях находятся мультимодальные терминалы, и третьих лиц, привлеченных им к оказанию услуги мультимодальной перевозки. Чтобы получить возмещение заказчику услуги, не нужно устанавливать фактического перевозчика.
Ожидается, что действие этого закона приведет к снижению экологической нагрузки, поскольку закон стимулирует создание на границе Украины мультимодальных терминалов и использование по территории Украины для перевозок в основном железнодорожного транспорта, менее загрязняющего. Украина учитывает будущие планы ЕС к 2025 году перевести на железнодорожные перевозки до 60% грузов от общего объема и также намерена активно реализовывать эту концепцию. Это также может стать ключом к решению проблем с получением перевозчиками в странах ЕС разрешений на автомобильную грузовую перевозку.
Практика использования комбинированных перевозок в Украине уже сейчас реализуется. Да, активно действует и развивается в пределах пограничной железнодорожной станции «Чоп» грузовой терминал, куда прибывает контрейлерный поезд Ro-La.
Внедрение этого закона, как ожидается, стимулирует развитие транспортной инфраструктуры. Этот закон среди многих других показывает стремление Украины к реальным реформам и создает основания для полноценной интеграции в транспортную сеть ЕС.
Автор: Олег Щербак, адвокат по таможенным делам