fbpx

Ввоз гуманитарной помощи в условиях военного положения

Вооруженная агрессия российской федерации против Украины вызвала один из крупнейших гуманитарных кризисов в Европе со времен Второй мировой войны.

Весь цивилизованный мир объединился в помощи для Украины, чтобы поддержать страну во времена жестокой войны. В условиях резкого роста в шесть раз людей, нуждающихся в Украине в помощи, мировые организации мобилизовали значительные ресурсы для преодоления гуманитарного кризиса.

В частности, Европейский Союз с февраля 2022 года направил в Украину 89 тыс. тонн гуманитарной помощи на общую сумму 733 млн евро. Организация Объединенных Наций через свои органы за весь 2022 год с начала широкомасштабного вторжения аккумулировала помощи для Украины на 192 млн долларов США.

Помощь поступает и в частном порядке от других лиц, находящихся за рубежом.

По информации Офиса Президента Украины, общий размер гуманитарной помощи, которая была ввезена в Украину с начала марта по октябрь 2022 года, составил почти 1 млн тонн.

Война в корне изменила гуманитарную сферу. Обстоятельства требовали решительных и быстрых изменений и в законодательство, чтобы не допустить задержки масштабных гуманитарных поставок.

Кабинет Министров Украины 25 февраля 2022 года принял постановление No 155, которым установил особенности признания гуманитарной помощью товаров, необходимых для осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины и гражданской защиты населения в условиях введения военного положения.

Этим постановлением на период введения военного положения руководителям зоны территориальной обороны предоставлено право принимать решения по определению перечней товаров и веса грузов, необходимых для осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны в связи с военной агрессией российской федерации против Украины и гражданской защиты населения, и признавать их гуманитарной помощью.

Одновременно координацию работы по признанию гуманитарной помощью товаров, необходимых для осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны в связи с военной агрессией российской федерации против Украины и гражданской защиты населения, определено осуществлять Кабинету Министров Украины.

Декларирование и таможенное оформление указанных товаров было решено осуществлять по месту пересечения таможенной границы Украины путем представления товаросопроводительных документов без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Это постановление просуществовало три дня.

Позже, 1 марта 2022 года Кабинет Министров Украины принимает новое постановление No 174 «Некоторые вопросы пропуска гуманитарной помощи через таможенную границу Украины в условиях военного положения», которое действует с изменениями и дополнениями до сих пор.

В постановлении определено, что на период военного положения пропуск через таможенную границу Украины гуманитарной помощи от доноров (в значении Закона Украины «О гуманитарной помощи») осуществляется по месту пересечения таможенной границы Украины путем представления товаросопроводительных документов или декларации, заполненной лицом, перевозящим такой товар, по форме согласно приложению 1, без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, на время военного положения было введено применение декларативного принципа ввоза гуманитарной помощи в Украину.

На сегодня существует две опции для ввоза гуманитарной помощи:

— по общему порядку — в соответствии с Законом Украины «О гуманитарной помощи», Таможенным кодексом Украины, Порядком взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти и Национального банка по реализации Закона Украины «О гуманитарной помощи», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2013 г. No 241, и постановления Кабинета Министров Украины от 22 марта 2000 г. No 544 «О Порядке таможенного оформления грузов гуманитарной помощи». Согласно им обязательным условием для ввоза гуманитарной помощи является наличие получателя гуманитарного груза в Едином реестре получателей гуманитарной помощи, ведение которого осуществляет Министерство социальной политики Украины;

— по упрощенному порядку на период действия военного положения — в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 2022 года No 174 «Некоторые вопросы пропуска гуманитарной помощи через таможенную границу Украины в условиях военного положения».

В актуальной редакции Постановления № 174 указано, что на период военного положения пропуск через таможенную границу Украины гуманитарной помощи осуществляется по месту пересечения таможенной границы Украины путем подачи в бумажной или электронной форме декларации, заполненной лицом, перевозящим соответствующий товар, по форме согласно приложению 1 к этому постановлению без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и без оформления гарантийных писем (которые указаны в этом постановлении).

Сейчас реализована возможность подавать декларацию на ввоз гуманитарной помощи в электронной форме.

Таким образом, любое лицо, используя свой Электронный кабинет «Единое окно для международной торговли», может подать декларацию до момента пересечения границы. Уже на границе водитель передает сформированный код декларации сотрудникам таможенной службы, которые проверяют соответствие груза сведениям из базы данных.

Отдельно в Постановлении № 174 отмечено, что товары, пропуск которых осуществляется в соответствии с постановлением, признаются гуманитарной помощью по декларативному принципу без принятия соответствующего решения специально уполномоченных государственных органов по вопросам гуманитарной помощи.

При этом Порядок таможенного оформления грузов гуманитарной помощи, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22 марта 2000 г. No 544, и Порядок взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти и Национального банка по реализации Закона Украины «О гуманитарной помощи», утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 2013 г. No 241, не применяются.

Ввоз некоторых категорий товаров в качестве гуманитарной помощи является особым. Такие товары, как пластины для бронежилетов, переносные радиостанции военного назначения, беспилотные летательные аппараты (квадрокоптеры) военного назначения, бинокли, монокуляры и другие оптические трубы, магниферы (увеличители) военного назначения, коллиматорные прицелы, оптические прицелы военного назначения, тепловизоры, приборы ночного видения, декларируют дополнительно с представлением Гарантийного письма конечных пользователей этих товаров.

Постановление No 174 определяет конечным пользователем этих товаров: орган военного управления, определенный Министерством обороны, правоохранительный орган, другое военное формирование, образованное в соответствии с законом, Администрация Государственной службы специальной связи и защиты информации или подчиненное подразделение, определенный ею, военные администрации, образованные в соответствии с законодательством, или другой субъект, осуществляющий борьбу с терроризмом в соответствии с законом. Гарантийное письмо должно быть заверено печатью такого пользователя.

Отдельно законодательство регулирует вопрос осуществления валютного надзора банками за операциями по импорту продукции, ввозимой в Украину в качестве гуманитарной помощи.

В соответствии с содержанием пункта 14-7 постановления Правления Национального Банка Украины от 24.02.2022 г. No 18 банк имеет право завершить осуществление валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по импорту продукции, которая ввозится в Украину как гуманитарная помощь, на основании одного из следующих пакетов документов (оригиналов или их копий), подтверждающих:

— пропуск через таможенную границу Украины гуманитарной помощи в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Украины от 01 марта 2022 года No 174 «Некоторые вопросы пропуска гуманитарной помощи через таможенную границу Украины в условиях военного положения» (с изменениями), которыми могут быть декларация о перечне товаров, признаваемых гуманитарной помощью, или выписка из автоматизированной системы таможенного оформления, или другие выданные таможенными органами документы, подтверждающие ввоз гуманитарной помощи на территорию Украины. Также должны быть предоставлены документы (оригиналы или их копии), подтверждающие передачу/получение ввезенной гуманитарной помощи ее получателю(ам). Датой завершения осуществления валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по импорту продукции, которая ввозится (поступает) в Украину как гуманитарная помощь, является дата пропуска через таможенную границу Украины гуманитарной помощи;

— получения ввезенной гуманитарной помощи правоохранительными органами, Министерством обороны Украины, воинскими частями Вооруженных Сил Украины, другими военными формированиями и субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом в соответствии с законом и/или участвующими в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии российской федерации, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также учреждениями или организациями, созданными этими органами Датой завершения осуществления валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по импорту продукции, которая ввозится (поступает) в Украину как гуманитарная помощь, может быть дата получения ввезенной гуманитарной помощи лицами, указанными в подпункте 2 пункта 14-7 настоящего постановления, при отсутствии документов, подтверждающих дату пропуска через таможенную границу Украины гуманитарной помощи.

Банки также могут требовать предоставления дополнительных документов в подтверждение операции по импорту гуманитарных товаров.

Специально для Юрист и Закон

Олег Щербак

Автор: Олег Щербак

адвокат, эксперт по таможенному делу Delta International Law