Автор: Юлия Хоменко
Адвокат, ЮК «Правозащита Украина»
Таможенная стоимость под контролем
Вопрос таможенной стоимости товаров на сегодняшний день не теряют актуальности, поскольку основной целью определения таможенной стоимости товаров является определение базы для начисления таможенных платежей. Кроме того, таможенная стоимость является важным элементом для таможенной статистики, применение мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и тому подобное.
Понятие и порядок определения таможенной стоимости регулируется Таможенным кодексом Украины и нормами международного права, в частности, положениями статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и Соглашения о применении статьи VII ГАТТ.
Так, Таможенный кодекс Украины определяет таможенную стоимость как стоимость товаров, используется для таможенных целей, основанная на цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары (статья 49).
В то время как в соответствии со статьей I Соглашения о применении статьи VII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года, таможенная стоимость импортных товаров является контрактной стоимости, т.е. цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, когда они продаются на экспорт в страны импорта, скорректированной в соответствии с положениями статьи 8 в условиях, определенных указанной статьей.
То есть, Таможенный кодекс ограничивает понятие таможенной стоимости сферой ее использования — для таможенных целей, было сознательно сделано в редакции кодекса 2012 года для предотвращения отождествления налоговым органом таможенной стоимости с обычной ценой для дальнейшей реализации импортированного товара на территории Украины.
Учитывая опыт работы в сфере таможенного права, считаю, что защита интересов бизнеса относительно подтверждения таможенной стоимости должно начинаться ли не после получения запроса дополнительных документов или тем более после получения решения о корректировке таможенной стоимости товаров, а еще на этапе заключения контракта — определение условий поставки, условий расчетов с контрагентом, требования к продавцу о предоставлении документов и сведений, которые должны быть переданы вместе с товаром. Это позволяет сразу спланировать все составляющие таможенной стоимости товара (если они не включались в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате) и документы, которыми импортер будет их подтверждать.
Стоит отметить, что при таком подходе подтверждения таможенной стоимости является делом времени и даже если таможенный орган откажется ее признать, то в судебном порядке сделать это будет значительно проще.
Первым этапом подтверждения таможенной стоимости в рамках таможенного оформления является определение таможенной стоимости товаров. Так, статья 51 Таможенного кодекса Украины закрепляет, что только декларант определяет таможенную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины. Указанное положение корреспондируется с пунктом 1 части второй статьи 52 Таможенного кодекса, определяющей, что декларант обязан заявлять таможенную стоимость, определенную им самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с органом доходов и сборов. Отсюда и следует второй этап — заявления таможенной стоимости товаров. Заявление таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом или уполномоченным им лицом при декларировании товаров, порядок которого предусмотрен главой 40 раздела VIII Таможенного кодекса.
В случаях, определенных Таможенным кодексом Украины, для заявления таможенной стоимости товаров вместе с таможенной декларацией и другими необходимыми для таможенного оформления указанных товаров документами в установленном порядке обязательно подается декларация таможенной стоимости, а именно:
1) если к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые товары, добавляются расходы, указанные в части десятой статьи 58 настоящего Кодекса, и если они не включались в цену;
2) если из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые товары, выделены расходы, указанные в части одиннадцатой статьи 58 настоящего Кодекса;
3) если покупатель и продавец связаны между собой.
В любом случае декларация таможенной стоимости подается при поставках в 5000 евро.
Во всех остальных случаях (т.е. когда таможенная стоимость равна фактурной) кодекс дает право декларанту подавать декларацию таможенной стоимости по желанию.
Статьей 53 Таможенного кодекса Украины предусмотрены документы, представляемые для подтверждения декларантом заявленной таможенной стоимости. Впрочем, 07.11.2019 г. Вступил в силу Закон Украины от 02.10.2019 г. № 141-IX «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно некоторых вопросов функционирования авторизованных экономических операторов», в результате чего указанная статья претерпела некоторые изменения. Так, было исключено требование о представлении органа доходов и сборов документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод ее определения, одновременно с таможенной декларацией.
То есть, с вступлением в силу указанных изменений и с учетом части второй статьи 264 Таможенного кодекса Украины, декларанты имеют право вместе с таможенной декларацией подавать только счет или другой документ, определяющий стоимость товара, и в случаях, установленных Кодексом, — декларацию таможенной стоимости и отметить сведения о документах, определенные частью третьей статьи 335 Таможенного кодекса Украины (в том числе и документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров) в графе 44 таможенной декларации.
Впрочем, таможенный орган вправе требовать от декларанта предоставить оригиналы таких документов или заверенные в установленном порядке их копии, чем конечно и будет пользоваться, а там и искать разногласия и отсутствие всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров.
Итак, фактически использовать указанное «упрощения» смогут только авторизованные экономические операторы в рамках так называемой процедуры упрощенного декларирования, предусмотренной статьей 2601 Таможенного кодекса Украины (какой кодекс дополнен тем же законом от 02.10.2019 г.) При наличии соответствующего разрешения.
Поэтому считать это послаблением для бизнеса пока считать нельзя.
Еще одно изменение было внесено в абзац первый части третьей статьи 53 кодекса — после слов «содержат расхождения» дополнен словами «которые имеют влияние на правильность определения таможенной стоимости». Это нововведение призвано вероятно защищать импортеров от недобросовестных запросов таможен.
Однако, сомневаюсь относительно реальной действенности этой нормы, поскольку работники таможенных органов в большинстве случаев не считают необходимым соблюдать уже существующего механизма запроса дополнительных документов — описывать наличие разногласий, признаков подделки или отсутствия всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары.
Далее в соответствии со статьей 54 Таможенного кодекса Украины, осуществляется следующий этап подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости — контроль. Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется только таможенными органами. Права и обязанности таможенного органа при осуществлении контроля определены также в статье 54 кодекса. Кодекс закрепил исчерпывающий перечень оснований, по которым таможенный орган может отказать в таможенном оформлении товаров по заявленной таможенной стоимости (часть шестая статьи 54 Таможенного кодекса Украины), а именно в случае:
1) неправильно проведенного декларантом или уполномоченным им лицом расчета таможенной стоимости;
2) непредставление декларантом или уполномоченным им лицом документов согласно перечню и в соответствии с условиями, указанными в частях второй — четвертой статьи 53 Таможенного кодекса, или отсутствия в этих документах всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений по цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары;
3) несоответствия выбранного декларантом или уполномоченным им лицом метода определения таможенной стоимости товара условиям, приведенным в главе 9 Таможенного кодекса;
4) поступления в орган доходов и сборов документально подтвержденной официальной информации органов доходов и сборов других стран относительно недостоверности заявленной таможенной стоимости.
Результатом осуществления контроля может быть, как признание таможенной стоимости, так и ее корректировки, является завершающим этапом.
Корректировка таможенной стоимости может производиться только таможенным органом в рамках статьи 55 Таможенного кодекса. То есть, таможенный орган не определяет таможенную стоимость, а осуществляет ее корректировки.
Для понимания масштабности объемов корректировки таможенной стоимости приведу статистические данные. Так, согласно отчету работы ГФС Украины по 2018 год за счет корректировки таможенной стоимости товаров в 2018 году обеспечено около 94,5% дополнительных поступлений в государственный бюджет. В абсолютной величине сумма таких поступлений составила 4650000000. грн. вместе с тем, уже за первое полугодие 2019 сумма таких дополнительных доначислений за счет корректировки таможенной стоимости составляет 4311000000. грн. То есть, за половину 2019 уже почти достигнуто прошлогоднего показателя.
Как уменьшить риск корректировки таможенной стоимости товара?
Как было отмечено выше, необходимо ответственно отнестись к подготовке контракта и всех документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, убедиться в отсутствии разногласий в указанных документах. Во время сопровождения клиентов мы также готовим заявление от декларанта с описанием всех особенностей каждой внешнеэкономической операции, объяснениями к каждому предоставленного документа или основаниями их непредставление.
Указанные меры не всегда могут помешать таможенному органу все же найти «разногласия» и отправить запрос дополнительных документов на основании части третьей статьи 53 Таможенного кодекса Украины. Фактически получения такого запроса дает понимание, что таможенным органом будет отказано в принятии таможенной стоимости декларанта. В таком случае стоит также готовить письменное опровержение указанных таможенным органом недостатков с обоснованием предоставления или непредоставления тех или иных запрашиваемых документов и настаивать на проведении письменных консультаций.
Далее в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант в соответствии со статьей 24 Таможенного кодекса вправе обжаловать его в вышестоящий орган или непосредственно в суд.
В моей практике есть кейсы об отмене решения о корректировке таможенной стоимости в ГФС Украины, однако не все декларанты готовы тратить время на обжалование решений о корректировке в органах высшего уровня, поскольку част в такое обжалование является не результативным. Поэтому чаще импортеры предпочитают сразу судебном порядке отмены решения.
Анализ судебной практики, в том числе практики Верховного Суда, свидетельствует о том, что подавляющее большинство решений о корректировке таможенной стоимости товаров отменяются судом из-за несоблюдения таможенными органами требований части 2 статьи 55 Таможенного кодекса Украины. Указанная норма определяет, что письменное решение о корректировке заявленной таможенной стоимости должна содержать:
1) обоснование причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть признано;
2) имеющуюся у таможенного органа информацию (в том числе по числовым значениям составляющих таможенной стоимости, таможенной стоимости идентичных или подобных (аналогичных) товаров, других условий, которые могли повлиять на цену товаров), которая привела к возникновению сомнений в правильности определения таможенной стоимости и до принятия решения о корректировке таможенной стоимости, заявленной декларантом;
3) исчерпывающий перечень требований о предоставлении дополнительных документов, предусмотренных частью третьей статьи 53 настоящего Кодекса, при условии предоставления которых таможенная стоимость может быть признана органом доходов и сборов;
4) обоснование числового значения таможенной стоимости товаров, скорректированной органом доходов и сборов, и фактов, повлиявших на такую корректировку;
5) информацию о праве декларанта или уполномоченного им лица на выпуск в свободное обращение товаров, декларируемых, и о праве на обжалование решения о корректировке заявленной таможенной стоимости в вышестоящий орган в соответствии с главой 4 настоящего Кодекса или в суд.
Среди самых распространенных случаев несоблюдения таможней требований части второй статьи 55 Таможенного кодекса Украины следующие:
— безосновательное ссылки на наличие разногласий в документах декларанта и отсутствие всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров. В то же время таможенный орган не указывает, какие именно составляющие таможенной стоимости товаров является неподтвержденным, почему из представленных документов невозможно установить данные составляющие и какие документы необходимы для подтверждения того или иного показателя;
— необоснованный выбор резервного метода определения таможенной стоимости, связанный с отсутствием проведения реальных консультаций с декларантом;
— непредоставление исчерпывающего перечня требований о предоставлении дополнительных документов, предусмотренных частью 3 статьи 53 Таможенного кодекса Украины, при условии предоставления которых таможенная стоимость может быть признана органом доходов и сборов;
— указание в решении номеров и дат таможенных деклараций, которые легли в основу корректировки таможенной стоимости без осуществления объяснений сделанных корректировок на объемы партии идентичных или подобных (аналогичных) товаров, условий поставки, коммерческих условий и т.д. и указать подробную информацию и источники, которые использовались таможенным органом при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров с применением второстепенных методов.
Все эти недостатки позволяют отменять такие противоправные решения о корректировке таможенной стоимости товаров.
Важнейшей ошибкой, которую допускают декларанты и / или их уполномоченные лица после получения решения о корректировке таможенной стоимости, является оформление таможенной декларации, игнорируя порядок, предусмотренный частью седьмой статьи 55 Таможенного кодекса Украины, а именно с уплатой таможенных платежей согласно таможенной стоимости товаров, определенной декларантом, и обеспечения уплаты разницы между суммой таможенных платежей, исчисленной в соответствии с таможенной стоимостью товаров, определенной декларантом или уполномоченным им лицом, и суммой таможенных платежей, исчисленной с достойно таможенной стоимости товаров, определенной органом доходов и сборов, путем предоставления гарантий в соответствии с разделом Х Таможенного кодекса Украины.
В таком случае в левом подразделе графы 43 таможенной декларации «метод определения стоимости» декларант отмечает 6 метод и платит таможенные платежи, в соответствии с главой 2 раздела II «Заполнение граф таможенных деклараций» Порядок заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденного приказом Министерства финансов Украина от 30 мая 2012 №651.
Однако, если декларант не согласен с решением о корректировке таможенной стоимости товаров и имеет целью обжаловать такое решение, декларирование должно осуществляться следующим образом: в левом подразделе графы указывается порядковый номер метода определения таможенной стоимости, использовался, в правом — порядковый номер метода определения таможенной стоимости, использовался таможенным органом.
При этом заполнение граф 47 «Начисление платежей» также имеет свои особенности. Так, в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров в случае, предусмотренном статьей 55 Таможенного кодекса Украины, отражения сумм таможенных платежей при оформлении таможенной декларации осуществляется отдельными строками, а именно:
— таможенные платежи, начисленные согласно таможенной стоимости, определенной Декларантом, подлежащих уплате в государственный бюджет;
— таможенные платежи, начисленные согласно таможенной стоимости, определенной таможенным органом;
— разница между суммами платежей, начисленных в соответствии с таможенной стоимостью, определенной Декларантом, и таможенной стоимости, определенной таможенным органом, уплата которой обеспечивается путем предоставления гарантий в соответствии с разделом Х Таможенного кодекса Украины.
Указанное выше является крайне важным для осуществления защиты импортера при подтверждении заявленной таможенной стоимости, поскольку анализа подпункта «а» пункта 5 части второй статьи 55 Таможенного кодекса Украины усматривается, что выпуск товаров в свободное обращение с уплатой таможенных платежей согласно таможенной стоимости, определенной органом доходов и сборов, осуществляется в случае согласия декларанта с решением о корректировке таможенной стоимости товаров.
Вывод. Вопрос таможенной стоимости с годами не теряют актуальности, а набирают новые обороты. Хочется заметить, что процесс подтверждения таможенной стоимости довольно хлопотным, однако, имея знания и определенный опыт, его можно отточить и уменьшить риск корректировки таможенной стоимости еще на этапе таможенного оформления или обеспечить отмену противоправного решения о корректировке уже в суде. Кроме того, если действия таможенного органа сводятся к корректировке таможенной стоимости, то крайне важным при таможенном оформлении сотрудничество таможенного брокера с таможенным юристом (адвокатом) для обеспечения защиты интересов импортера.
Статью опубликовано в издании Юрист&Закон №45 от 12 декабря 2019 года.