fbpx

Автор: Герман Таслицкий
Адвокат, Директор «Delta International Services» 

«Таможенная» ответственность

Ответственность за нарушение сроков временного ввоза товаров по Таможенному и Налогового кодекса Украины в случае самостоятельного выявления занижения налогового обязательства

Таможенный режим временного ввоза являются одними из наиболее используемых и понятных для субъектов ВЭД, однако пока не встает вопрос о возбуждении сроков использования этого режима и субъектов ВЭД за такое нарушение.

Временный ввоз — таможенный режим, согласно которому иностранные товары, транспортные средства коммерческого назначения ввозятся для конкретных целей на таможенную территорию Украины с условным полным или частичным освобождением от обложения таможенными платежами и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и подлежат реэкспорта к завершению установленного срока без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования.

В зависимости от товаров, последние могут быть помещены в режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами (в соответствии с Конвенцией о временном ввозе (г.. Стамбул, в 1990 г..)) Или с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами. В первом случае субъект ВЭД освобождается полностью от уплаты таможенных платежей, во втором — за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания на таможенной территории Украины уплачивается 3% от суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате в случае выпуска этих товаров в свободный обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату помещения их под таможенный режим временного ввоза. В таком же порядке уплачиваются таможенные платежи в случае продления срока временного ввоза указанных товаров.

Срок временного ввоза товаров устанавливает орган доходов и сборов в каждом конкретном случае, но он не должен превышать 3 года с даты помещения товаров под таможенный режим временного ввоза. До истечения установленного срока временного ввоза такой срок может быть продлен по заявлению владельца этих товаров, транспортных средств коммерческого назначения или уполномоченного им лица. Однако существуют отдельные случаи нарушения срока временного ввоза предприятиями (лицами, ответственными за соблюдение таможенного режима временного ввоза). Разберем последствия такого нарушения.

Ответственной должностному лицу предприятия следует ожидать составления органом доходов и сборов соответствующего протокола о нарушении таможенных правил (ППМП) в соответствии со ст. 481 ТКУ, которая в зависимости от срока, на который превышен срок временного ввоза, устанавливает санкцию в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 50 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Кроме административной санкции в отношении должностного лица предприятия, Налоговый кодекс Украины устанавливает обязанность уплатить налоговую задолженность (таможенные платежи) и финансовую ответственность за нарушение законодательства по вопросам налогообложения. Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и / или пени.

Ст. 303 ТКУ «Взыскание таможенных платежей» устанавливает, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленный срок такие платежи взимаются в порядке и сроки, определенные Налоговым кодексом Украины. Подлежащие уплате суммы таможенных платежей взимаются с лиц, ответственных за их уплату. Если с погашением налоговой задолженности нет вопросов, то с начислением штрафа и пени возникают серьезные трудности.

Понимая, что таможенная декларация, в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Украины приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и / или уплаты налоговых обязательств, возникает несколько вопросов, требующих согласования между таможенной и налоговой службами. В частности, направление перечисления налоговой задолженности — на бюджетные счета или на единый казначейский счет, обслуживающий таможенные платежи; обязательства по уплате пени в случае самостоятельного выявления занижения налогового обязательства установлены НКУ; момент возникновения обязанности уплатить штраф и тому подобное.

В п. 50.1 ст. 50 «Внесение изменений в налоговую отчетность» предусмотрено, что в том случае, если в будущих налоговых периодах (учитывая сроки давности, определенные ст. 102 Налогового кодекса Украины) налогоплательщик самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных настоящей статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на момент подачи уточняющего расчета.

Налогоплательщик, который самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) обнаруживает факт занижения налогового обязательства прошлых налогововых периодов, обязан, за исключением случаев, установленных п. 50.2 этой статьи, либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3% от такой суммы до подачи уточняющего расчета, или отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу , которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором был обнаружен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5% от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

По моему мнению, в случае выявления занижения налогового обязательства по таможенной декларации к налогоплательщику может применяться только штраф в размере 3% после направления уточняющего расчета и уплаты налогового обязательства. Реализуя эту норму, налогоплательщик направляет соответствующее сообщение таможенному органу, в котором должен указать номер таможенной декларации, в которой обнаружена ошибка, рассчитать правильные таможенные платежи с разбивкой по видам налогов и перечислить их на соответствующие бюджетные счета в Казначействе или на единый казначейский счет ГТСУ.

Согласно п. 54.1 ст. 54 Налогового кодекса Украины, кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового и / или денежного обязательства и / или пени, которую указывает в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, что подается контролирующему органу в сроки, установленные настоящим Кодексом. Такая сумма денежного обязательства и / или пени считается согласованной. В случае отражения суммы ошибки в уточняющей декларации дате согласования налогового и / или денежного обязательства является дата представления такой уточняющей декларации.

Стоит обратить внимание, что в соответствии с процедурой, применяемой таможенный орган в случае получения уведомления о самостоятельном обнаружении ошибки согласно ст. 50 НКУ от налогоплательщика, проводится формирование соответствующего листа корректировки в таможенной декларации, в котором отражаются исправлены суммы таможенных платежей. Именно дата создания листа корректировки считаться датой согласования налоговых обязательств. При этом, согласно ст. 57.1 НКУ, сумму налогового обязательства, указанную в таможенной декларации, налогоплательщик обязан уплатить до / или в день подачи таможенной декларации.

Таким образом, в случае перечисления средств для погашения налогового обязательства на единый казначейский счет ГТСУ датой погашения является дата оформления листа корректировки и перечисления таможенным органом средств на соответствующие бюджетные счета, а в случае самостоятельного перечисления на бюджетные счета сумм задолженности по налогам — дата такого перечисления.

Что касается пени в случае самостоятельного выявления занижения налогового обязательства, по моему мнению, нужно руководствоваться ч. 3 ст. 132 НКУ «Порядок начисления пени в случае нарушения условий, при которых предоставлялось освобождение (условное освобождение) от налогообложения при ввозе товаров на таможенную территорию Украины». Указанная статья предусматривает, что в том случае, если налогоплательщик до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства и его погашает, пеня не начисляется. Однако это правило не применяется, если налогоплательщик не подает налоговую декларацию за период, в течение которого произошло такое занижение, а также если суд установил совершение преступления должностными лицами налогоплательщика или физическим лицом-налогоплательщиком относительно умышленного уклонения от уплаты указанного налогового обязательства. Эти исключения полностью совпадают с нормами п. 102.2 ст. 102 «Срок давности и их применение» НКУ, который предусматривает условия, при которых денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности.

Таким образом, несмотря на нормы пп. 129.1.3. и пп. 206.16 НКУ относительно порядка начисления пени, Налоговый кодекс предоставляет исключения из обязанности уплатить пеню именно при налогообложении при ввозе товаров на таможенную территорию Украины. Итак, нарушая сроки временного ввоза товаров, в случае самостоятельного выявления факта занижения налогового обязательства, декларант несет следующие риски: составление в отношении должностного лица декларанта Протокола о нарушении таможенных правил по ст. 481 ТКУ; необходимости оплатить налоговые обязательства в размере предоставленных налоговых льгот при размещении товара в режим временного ввоза; уплатить штраф в размере 3% в соответствии с абз. 4 п. 50.1. НКУ.

Статью опубликовано в издании «Юридическая газета» № 50 (704) от 10 декабря 2019 года.