fbpx

Станут ли обещания о привлекательности NCTS для бизнеса очередным поводом для «закручивания гаек» субъектам ВЭД?

Недавно Министерство финансов Украины опубликовало проект постановления о внесении изменений в порядок предоставления обеспечения таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через территорию Украины транзитом. Эти изменения касаются всех (кроме ограниченных исключений) импортеров и определенной категории экспортеров товаров и приведут к финансовым последствиям, которые вряд ли можно назвать благоприятными для бизнеса, особенно для мелких компаний.

Если кратко, то в случае импорта примерно 250 товарных позиций с более чем тысячи, по которым кодируются товары для таможенных целей, в процессе перемещения от границы к таможне, где планировалось растаможка, необходимо предоставлять обеспечение таможенных платежей в размере всех налогов, уплачиваемых при импорте (т.е. пошлина, акциз, НДС). На сегодня эти товарные позиции включают, в частности, пищевые продукты, продукты растительного и животного происхождения, алкогольные напитки и табачные изделия, нефть и газ и сопутствующие продукты, фармацевтические товары, косметические средства и товары для личной гигиены, некоторую продукцию химической и лесоперерабатывающей промышленности, одежду, бытовую технику, автомобили и т.д. Обеспечение можно предоставлять путем авансовой оплаты суммы налогов на счет таможни или приобретая гарантию финансового посредника, которая стоит в среднем до 0,5% от суммы таможенных платежей.

Минфин предлагает расширить этот перечень, охватив 100% товарных позиций, то есть все товары, которые перемещаются по внутреннему транзиту по территории Украины. Это означает, что импортеры таких товаров (например, изделия из черных и цветных металлов, из резины и стекла, игрушки, инструменты и измерительные приборы) будут обязаны перед ввозом товаров позаботиться об обеспечении таможенных платежей, уплатив авансовый платеж или оформив финансовую гарантию в посредника. Также это коснется переработчиков давальческого сырья, ведь согласно Таможенному кодексу обеспечение таможенных платежей касается всего внутреннего транзита, а реэкспорт товаров после переработки считается внутренним транзитом от таможни оформления до пункта пропуска, где товары выезжают за пределы Украины.

Таким образом, все субъекты ВЭД столкнутся с необходимостью размещать авансовые платежи на таможне вперед или платить дополнительные 0,5% за гарантии. Вопрос вызывает возможность имеющихся посредников справиться с притоком новой клиентуры, поскольку в настоящее время в Украине насчитывается 10 таких финансовых гарантов. Если принять во внимание, что за 2021 г. Гостаможслужба собрала 403 млрд грн таможенных платежей, то есть свыше 1,1 млрд грн ежедневно, критична финансовая стабильность каждого финансового гаранта, ведь учитывая официальную статистику, ежедневно необходимо будет покрывать гарантиями сотни миллионов или даже миллиарды гривен.

В общем, вопрос определенного усиления контроля за транзитными перемещениями можно назвать положительным с позиции предотвращения нарушений, потому что на практике действительно случаются случаи, когда товары, на которые не предоставлялось обеспечение, исчезают по дороге к растаможке (например, есть эпическая история с грузовыми полуприцепами, которые импортер продавал с колес сразу, как только уехал из пункта пропуска). Однако возникает вопрос о сопоставимости мер, которые предлагает Минфин, и вообще правильный ли механизм реагирования, когда из-за единичных нарушителей стоимость ведения внешнеэкономического бизнеса растет на ровном месте.

К чему тут NCTS, спросит внимательный читатель? А к тому, что намерения Минфина могут иметь иное объяснение, чем просто желание усилить контроль за транзитом товаров.

В конце ноября 2021 г. Украину посетила предварительная оценочная миссия по присоединению Украины к Конвенции о процедуре совместного транзита и NCTS. Точные детали отчета миссии неизвестны, но ползут слухи, что со стороны европейских партнеров прозвучала вопрос о чрезвычайно низком привлечении бизнеса к этапу Национального применения. Согласно данным Минфина, с 17.03.2021 г. до конца года в системе NCTS было подано 1300 транзитных деклараций, что составляет чуть больше 5 деклараций в день. Месяцем ранее, то есть в ноябре, Гостаможслужба отчитывалась лишь о 450 транзитных декларациях.

Такой прирост активности вызывает незаурядные подозрения в паническом желании обеспечить рост количества участников системы, а соответственно – неожиданный интерес Минфина к созданию для NCTS преимуществ по сравнению с обычным транзитом. Напомним, что NCTS предусматривает возможность уменьшения размера обеспечения на 70% от первоначальной суммы гарантии. Такое упрощение, по обещаниям Гостаможслужбы, можно получить даже до того, как Украина начнет международное применение NCTS только после подачи 50 транзитных деклараций в системе.

Согласитесь, создается впечатление, что Минфин хочет заинтересовать украинский бизнес использованием NCTS путем закручивания гаек для других возможностей. К тому же Минфин по-прежнему был замечен в использовании подобных методов. В частности, благодаря видению института «авторизованных экономических операторов» в исполнении Минфина, возможность представления предварительных деклараций типа ЕА, предоставлявших хотя бы призрачную возможность растаможивания «с колес», с ноября 2022 г. станет недостижимой для всех субъектов ВЭД, кроме АЭО, а их в Украине с лета 2020 г. одна компания. Однако АЭО и их перспективы – предмет детального анализа отдельной статьи.

Напоследок стоит остановиться на практическом вопросе о том, что же делать дальше обычным субъектам ВЭД? Конечно, проект постановления еще не принят, поэтому к нему можно подавать свои замечания, самостоятельно или через профильные ассоциации, в (пустых) надеждах, что Минфин примет во внимание мнение бизнеса. Также можно уже сейчас зарегистрироваться на Портале трейдера и начать овладевать всеми премудростями представления транзитных деклараций Т1UA (спойлер – процедура пока сложнее, чем обычные «ПП-шки»/«ПД-шки»). Как альтернативный вариант, вы также можете подумать о перенесении таможенного оформления в пункт пропуска, ведь согласно действующим положениям Таможенного кодекса субъект имеет право самостоятельно выбрать таможенный орган для таможенного оформления своих товаров, а в случае оформления в пункте пропуска (работающих 24 /7) – отсутствует транзит, а значит, не требуется никакого обеспечения таможенных платежей. Однако этот вариант сложно назвать панацеей, учитывая, что состояние инфраструктуры для таможенного оформления товаров в большинстве пунктов пропуска Гостаможслужбы заслуживает отдельного общегосударственного «Большого строительства».

Специально для Юридической газеты

Автор: Роберт Зелди,

адвокат, партнер АО Delta International Law