fbpx

Споры при перевозках с применением книжки МДП

Международные перевозки играют важную роль в международной торговле и экономическом развитии стран. В Украине в связи с военной агрессией российской федерации логистика из морских портов по сути в основном была переориентирована на автомобильный транспорт.

Важным инструментом в упрощении и ускорении международных перевозок является Конвенция МДП 1975 г. (далее — Конвенция). Целью создания Конвенции было облегчение международных перевозок, упрощение и гармонизация пограничных и импортных процедур, формальностей, создание международной системы таможенного контроля.

Конвенция касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон в таможню места назначения другой Договаривающейся Стороны или той же Договаривающейся Стороны при условии, если некоторая часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.

Система МДП является уникальной глобальной системой таможенного транзита, которая упрощает перевозку товаров с таможенными печатями и пломбами в международном сообщении. Ее главной целью является обеспечение таможенной безопасности и обеспечение доставки товаров в таможни назначения в странах, участвующих в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП.

Для перевозки грузов на условиях Конвенции МДП используют книжку МДП (Carnet TIR). Это таможенный грузосопроводительный документ, который дает право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах при упрощенных таможенных процедурах.

Одной из ключевых составляющих процесса транзитного режима МДП является международная система таможенных гарантий. Согласно условиям Конвенции МДП эта система обеспечивает покрытие таможенных платежей и налогов, по которым существует риск неуплаты во время транзитных операций, является гарантией национального объединения на случай, если привлечь к ответственности перевозчика по процедуре МДП невозможно.

Национальное объединение гарантирует уплату всех пошлин и налогов, которые могут подлежать уплате в случае выявления любого нарушения операции МДП на территории этой страны. В рамках Системы МДП перевозчику не нужно предоставлять никаких гарантий.

Управление и финансирование такой системы гарантий осуществляется Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), Женева, в состав которого входят все национальные гарантийные объединения стран-участниц.

В Украине выдачу книжек МДП осуществляет Ассоциация Международных Автомобильных перевозчиков Украины, которая основана в 1991 году и отвечает за представление интересов украинских автомобильных перевозчиков в Международном Союзе Автомобильного Транспорта (МСАТ) и в системе МДП.

Согласно анализу статьи 8 Конвенции МДП выполнение обязательств перевозчика по доставке товаров, которые перемещались по таможенной территории Украины проходным транзитом, в таможню назначения обеспечивается гарантированием Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков Украины уплаты таможенных платежей в порядке солидарной ответственности вместе с перевозчиком. При этом таможенные органы перед тем, как обращаться в суд с иском к гарантийному объединению (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины) о взыскании таких таможенных платежей, должны требовать их уплаты в добровольном порядке.

На основании соглашения между Государственной таможенной службой Украины и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков Украины с 1 июля 2016 года гарантийное покрытие в Украине по каждой книжке МДП составляет 100000 евро.

Условия выполнения международных дорожных перевозок, ответственность держателя книжки МДП и гарантийного объединения за нарушение МДП закреплены также Порядком реализации положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП) 1975 года, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 20.11.2017 г. No 953 (далее — Порядок).

Согласно пунктам 1, 3 — 4 раздела ХІІ Порядка, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Конвенции МДП таможня выставляет держателю книжки МДП претензию по уплате предусмотренных законодательством сумм таможенных платежей и пени за недоставку товаров при проведении операции МДП, если держатель книжки МДП или гарантийное объединение в течение трех месяцев со дня отправления им Уведомления не предоставят доказательств надлежащего выполнения держателем книжки МДП операции МДП или такие доказательства будут опровергнуты таможней путем проведения экспертиз или других мероприятий.

В случае неуплаты держателем книжки МДП необходимых сумм согласно Претензии держателю книжки МДП в течение трех месяцев с даты ее направления таможня направляет письмом с уведомлением гарантийному объединению Претензию по уплате предусмотренных законодательством суммы таможенных платежей и пени (при наличии) за недоставку товаров при проведении операции МДП. Вместе с Претензией гарантийному объединению МДП подают расчет суммы таможенных платежей и пени (при наличии), другие материалы и документы и копию Претензии держателю книжки МДП.

Согласно Конвенции в случае наступления сроков уплаты сумм таможенных платежей и пени таможенные органы должны требовать уплаты этих сумм у лица, с которых непосредственно относятся эти суммы, до того, как предъявить иск гарантийному объединению.

В то же время Порядком уточнена процедура взыскания с гарантийного объединения сумм таможенных платежей и пени с учетом национального законодательства.

В частности, пунктом 4 раздела ХІІ Порядка определено, что в случае неуплаты гарантийным объединением необходимых сумм согласно Претензии гарантийному объединению в течение трехмесячного срока со дня ее получения гарантийным объединением таможня направляет информацию в налоговые органы, соответственно, для проведения невыездной документальной проверки гарантийного объединения и направления ему налогового уведомления-решения согласно законодательству Украины.

Однако в судебном реестре также имеется административное дело (No 826/15722/17) по иску таможни к Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины о взыскании задолженности, то есть вне процедуры, предусмотренной Порядком. Предметом иска является требование о взыскании с Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины задолженности, начисленной по претензиям, выставленным в связи с недоставкой перевозчиком товара по операции МДП. На момент написания статьи решение по этому делу еще не принято.

Анализ судебной практики свидетельствует о системной ошибке перевозчиков в попытках обжаловать начисление таможенных платежей. В исках перевозчики пытаются признать противоправной и отменить претензию таможенного органа или признавать действия таможенного органа по выставлению претензии неправомерными.

Впрочем, существует уже устоявшаяся правовая позиция по этому вопросу, от которой Верховный Суд не отступает, в частности: само по себе такое требование, изложенное в Претензии, не порождает для лиц, в отношении которых она выставлена, никаких негативных последствий и фактически является лишь предложением таможенного органа выполнить обязательства по уплате таможенных платежей в досудебном порядке. Учитывая то, что таможенные платежи, обязанность по уплате которых возникла в связи с гарантированием выполнения операций МДП на условиях Конвенции МДП, подлежат взысканию с гарантийного объединения (АсМАП) в судебном порядке, правильность их определения и обоснованность предъявления должен проверять суд при рассмотрении дела по соответствующему иску таможенного органа (постановления Верховного Суда от 16 сентября 2021 года по делу No 420/3086/19, от 4 сентября 2018 года по делу No 813/4988/13-а и от 5 мая 2020 года по делу No 813/4987/13-а).

Стоит отметить, что, кроме «финансовой ответственности», Порядок также предусматривает возможность применения такой санкции, как лишение права пользования условиями Конвенции МДП лицо, виновное в серьезном нарушении таможенных законов или правил, применяемых при международной перевозке грузов (статья 38 Конвенции МДП). С этой целью после выставления Претензии гарантийному объединению таможней в Государственную налоговую службу Украины направляются копии материалов для решения вопроса о применении к перевозчику санкций.

Julia Khomenko

Автор: Юлия Хоменко

адвокат, эксперт по таможенному делу Delta International Law