Автор: Герман Таслицкий
Адвокат, Директор Delta International Services 

Реформа таможни. Вариант…∞

13 мая на сайтах Кабинета Министров Украины и Министерства финансов Украины появилась новость об утверждение Плана мероприятий по повышению эффективности работы таможни. К сожалению, кроме коротких тезисов и 9-страничной презентации на сайте Министерства финансов более подробную информацию найти не удалось — ни самого документа, которым утвержден План мероприятий, ни четкого разъяснения за счет чего, каким образом будет реализовываться этот План.

Итак, изучать очередную реформу таможни возможно только по презентации. Первое, на что я обратил внимание, — наше Правительство сделало невозможное, утвердив реформирование таможни при осуществлении реформирования таможни, то есть, реформирование реформирование, поскольку реформу таможни, которую представил в 2019 господин Нефедов (при поддержке, в то время, Премьер-министра Украины А. Гончарука), никто не отменил. Поэтому непонятно: этот План — продолжение реформы 2019 или новая реформа?

Упомянутый План определил три основных направления реформы — функциональное, мотивационное направление и сервисное.

Функциональное направление является повторением всех ударений последних лет. Это развитие таможенного IT, расширение использования сканеров, весов, видеокамер, единое юридическое лицо, мониторинговый центр.

Мотивационное направление, по замыслу Кабмина, направленно на таможенника. Это снова отбор через тестирование и экспертиза добродетели, снова обещание бонусов к заработной плате и выдача формы (как инструмент повышения самоуважения), в придачу — фонарик, камера и компьютер. Также ничего нового.

Сервисное направление — это работа с бизнесом, которому снова обещают понятные правила (читай законодательство и практику его применения), упрощение и ответственность, невмешательство правоохранительных органов, удобные IT сервисы.

Согласно графику, эта реформа должна завершиться уже в августе, то есть все обещания должны быть выполнены. Такие короткие сроки меня наводят на мысль, что, или все наполнение этой реформы уже есть и ее надо хорошо продать, как победу нового правительства, или ничего не имеет и выполнять ее никто не собирается. Если такие фундаментальные проблемы таможни можно решить в течение трех месяцев, то всех предшественников надо казнить публично. Поэтому предложенный План я рассматривал, как направление развития. Желателен, но окончательно не достигнут в ближайшее время.

Среди трех предложенных направлений больший результат следует ожидать от функционального. Во-первых, это единственное направление, которое полностью зависит от Гостаможслужбы; во-вторых, для этого направления у таможенников есть знания, инфраструктура и понимание его развития. Последний год уже принес множество интересных разработок и новаций в таможенной сфере. Среди наиболее удачных — единый казначейский счет для перечисления таможенных платежей и создание и развитие Единого государственного информационного веб-портала.

«Единое окно для международной торговли» уже сейчас позволяет субъектам ВЭД контролировать остатки своих средств на казначейском счете, получать таможенные декларации, проводить регистрацию или изменение сведений о субъекте ВЭД, проверять пропуск товара через таможенную границу Украины и др.

Относительно мотивационного направлении, обещание изменить систему оплаты труда, решить проблему низких зарплат уже набила оскомину обществу и свела до отчаяния действующих таможенников. Таймлайн действий, которые планирует осуществить Гостаможслужба для достижения цели, вообще не содержит установленного срока введения мотивационных принципов и изменения системы оплаты труда. Итак, это направление, скорее всего, останется декларативным.

Сервисное направление не такое печальное, как мотивационное. Упомянутый выше Единый государственный информационный веб-портал действительно стал предоставлять сервисы, о которых еще 5 лет назад не мечтали, а 2 года назад — мечтали очень осторожно. Однако в невмешательства правоохранительных органов не верится, в персональную ответственность должностных лиц таможен — не верится, в понятные правила (правоприменения в соответствии с законом) — совсем не верится. Таможня, как была, так и остается, несмотря на все реформы, бюджетообразующим «предприятием» для государства.

В подтверждение этому — свеженький приказ Министерства финансов Украины от 02.05.2020 г.. N204 «Об утверждении Изменений в Классификатор таможенных формальностей, которые могут быть определены по результатам применения системы управления рисками, и Классификатора результатов выполнения таможенных формальностей, которые могут быть определены по результатам применения системы управления рисками », которым, в частности, вводится классификатор таможенной формальности, которая может быть признана по результатам применения системы управления рисками с кодом« 2121 Проведение таможенного досмотра по инициативе правоохранительных органов. Таким образом, затяжная борьба с засильем правоохранительных органов в зоне таможенного контроля завершилась поражением Гостаможслужбы. Разве теперь декларант будет понимать, кто именно подозревает об операции или товар во время таможенного оформления.

Итак, шаги ближайших месяца в вряд ли смогут изменить общую ситуацию в Гостаможслужбе. Честнее было бы установить реальные сроки (2-3 года) общей реорганизации Гостаможслужбы, переосмыслить место и роль таможни в государственной безопасности, отказаться от несвойственных ей функций или сократить их влияние, осуществить соответствующие изменения, понимая смету и возможности государства. В противном случае будем в который раз вспоминать сроки из басни И. Крылова «Квартет»: «Поэтому, как садиться — ссоры бесполезны. Ибо кто из вас музыки неуклюжие».

Комментарий опубликовано на сайте издания «Юридическая газета» от  15 мая 2020 года https://bit.ly/2zKQJaE.