Закон об админпроцедуре при разрешении споров с фискальными органами?
15 декабря состоялся вебинар на тему «Пригодиться ли закон об админпроцедуре при разрешении споров с фискальными органами?». Вебинар был посвящен основным положениям этого закона.
Обсуждались следующие вопросы:
⁃ Предложения Президента касательно закона.
⁃ Что вообще нового предполагается в этом законе?
⁃ Административные акты — что это такое, и может ли стать предметом обжалования акт проверки?
⁃ Административное производство – как суд, только без суда, но с экспертами.
⁃ Как жить по новому или переходному положению.
Ведущий вебинара – Роберт Зелди, партнер АО Delta International Law и экс замглавы Государственной таможенной службы Украины, не только прокомментировал заявленные положения, но и дал ответы на вопросы аудитории.
Выводы по этой теме от эксперта уже доступны для ознакомления.
Главное в этом законе, отличающее его от обычной процедуры, – это его общая природа, в том смысле, что он определяет определенные базовые принципы, права и процедурные моменты, независимо от вида административного акта.
Отныне для всех административных органов действия и требования лица правомерны, пока другое не будет доказано при рассмотрении и/или решении дела, а сомнения относительно правомерности действий и требований лица, возникающих вследствие неоднозначной (множественной) трактовки нормы права, должны толковаться административным органом в пользу их правомерности. К сожалению, до сих пор даже налоговая не слишком соблюдала этот принцип, но с другой стороны, суды к нему часто обращались, как в налоговых, так и в таможенных спорах, аргументируя именно этим принципом свое решение в пользу истца. Поэтому его распространение на всю сферу административных отношений является достаточно положительным шагом.
Другое новшество – это право быть услышанным, право высказать свое мнение еще до вынесения решения государственным органом. На примере практического кейса: бывают случаи, когда в определенной бизнес-модели, разработанной вместе с нашими клиентами, мы рекомендуем получить предварительную консультацию, чтобы избежать риска того, что в будущем изменятся подходы. Как правило, когда обращаемся в соответствующий орган, в самом обращении просим сразу о встрече, на которой раскрываем свои аргументы, объясняем наше понимание и почему предложенная бизнес-модель приемлема, и не должна вызывать сомнения или подозрения. Теперь это правомерный инструмент административного производства.
Помимо права на слушание лицо имеет право истребовать и/или предоставлять документы, а также другие доказательства, касающиеся обстоятельств административного дела. Государственный орган обязан устанавливать обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и при необходимости собирать для этого документы и другие доказательства по собственной инициативе.
Появляется процедура отвода должностного лица, если существуют обстоятельства, которые вызывают или могут вызывать сомнение в беспристрастности или беспристрастности должностного лица административного органа.
Да, появляется такой новый инструмент отстаивания своей позиции, как экспертиза. До сих пор экспертиза не имела определенной роли в административных делах. Любые объяснения (даже если они были сделаны экспертом или специализированной организацией, типа SGS) имели роль исключительно дополнительных материалов. Теперь, согласно закону, если для оценки обстоятельств обстоятельства дела необходимы специальные знания, административный орган может назначать эксперта, в том числе и по ходатайству участника дела. На практике это означает, что при отстаивании своей позиции относительно, например, классификации тех или иных услуг, или товаров, можно уже не просто дискутировать с инспектором – будь то налоговой или таможне, а обратиться с ходатайством о назначении экспертизы. Ну, и конечно, приятный бонус, что отказ от назначения экспертизы можно обжаловать отдельные от самого решения (собственно, равно как и в принципе, любое другое процедурное решение административного органа, например, отказались провести слушания, не предоставили доступ к материалам дела, не удовлетворили отвод должностного лица, не приостановили рассмотрение дела на время получения дополнительных документов и т.д.). Также закон позволяет истребовать доказательства, которые находятся во владении государственного органа. Это открывает интересные возможности в тех случаях, когда административный орган ссылается на какую-то информацию, которая ему известна, но неизвестна вам. Например, таможенный орган заявляет, что такие же товары, как ваши ввозились раньше по значительно более высокой таможенной стоимости. Если до сих пор вы были бессильны перед этим аргументом, так как сведения таможенных деклараций это конфиденциальная информация, то теперь вы сможете в ответ заявить, что это очень хорошо, что были выше таможенные стоимости, но теперь пусть таможенный орган покажет обезличенную декларацию.
И наконец, обжалование. Прежде всего, нужно понимать, что согласно закону любой административный акт в сфере действия закона подлежит обжалованию – и это радикальное изменение концепции. Более того, закон прямо предусматривает, что по результатам обжалования от государственного органа можно требовать гораздо больше, чем отмену противоправного решения:
1) прекращение совершения административным органом определенного деяния;
2) признание действия административного органа противоправным и устранение его последствий;
3) выполнение административным органом другого действия, на которое лицо имеет право и которое не было выполнено по его требованию;
4) признание противоправным и отмена административного акта или отдельных его положений;
5) признание противоправным исполненного административного акта или отдельных его положений, что привело к наступлению необратимых правовых последствий;
6) совершение административным органом необходимых действий с целью восстановления нарушенного права, свободы или законного интереса личности, а также устранение негативных последствий, возмещение материального ущерба;
7) признание бездействия административного органа противоправным и обязательство совершить определенные действия.
В качестве заключения о положительных новациях закона, хотелось бы отметить еще один интересный момент, а именно рассмотрение и разрешение дела в автоматическом режиме. Это очень большой шаг вперед во введении автоматизированных процедур взаимодействия с государством, который позволяет принимать решения на основании анализа рисков, и там, где они отсутствуют – выносить решения автоматически, без вмешательства человека.
Автор: Роберт Зелди, партнер АО Delta International Services, эксперт по таможенным вопросам