fbpx

Права ли Гостаможслужба, изменяя порядок классификации товаров своими письмами?

Не редки случаи рассылки Гостаможслужбой писем таможням (например, № 15/15-04-03/7/2060 от 16.05.2023г., № 15-04/115 от 01.02.2023 г.), в которых со ссылкой на статью 68 Тамож. кодекса Украины, с целью обеспечения единых подходов к классификации товаров согласно требованиям Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, предоставляются разъяснения по толкованию терминов (верности перевода), которые употребляются в текстовых описаниях товарных группировок, утвержденные Таможенным тарифом Украины.

При этом такими разъяснениями могут изменяться в программно-информационном комплексе ГТСУ как сведения о коде товара, так и описание позиции, подпозиции и т.д. Следовательно, возникает ситуация, когда такими письмами Гостаможслужба изменяет классификацию товаров или подход к классификации однако указанного в Таможенном тарифе Украины, других нормативно-правовых актах по вопросам классификации.

Результатом изменений на основании писем Гостаможслужбы становится использование указанного в качестве источника права при контроле правильности классификации и/или предложение таможен субъектам ВЭД самостоятельно произвести исправление «ошибок» в ранее оформленных таможенных декларациях с учетом нового «видения» относительно классификации.

По логике Гостаможслужбы такие письма должны учитываться как таможнями, так и субъектами ВЭД при классификации товаров и определении тарифного и нетарифного регулирования.

Можно ли согласиться с таким подходом?

Да, действительно, Законом Украины О таможенном тарифе Украины определено, что если в Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (далее — УКТ ВЭД), составленной на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза, выявлены неточности перевода с официального языка оригинала на украинский языком названий позиций, подпозиций, а также текстов примечаний к разделам, группам, позициям, подпозициям и дополнительным примечаниям, за основу принимаются тексты официальных изданий Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза. И это верный подход, когда возникает спор между субъектом ВЭД и государством в лице Гостаможслужбы – привлечение первоисточника для установления истины.

Но, возникает вопрос, относительно полномочий Гостаможслужбы и способа, которым исправляются выявленные неточности в Таможенном тарифе или Пояснениях к УКТ ВЭД непосредственно Гостаможслужбой.

В соответствии с Положением о Государственной таможенной службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 6 марта 2019 г. № 227, Гостаможслужба реализует государственную таможенную политику, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении законодательства по вопросам таможенного дела. И в соответствии с возложенными на нее обязанностями осуществляет ведение Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности.

Порядок ведения Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности утвержден Постановлением КМУ от 21 мая 2012 г. N 428. Для выполнения функций по ведению УКТВЭД Гостаможслужба имеет право:

1) получать в установленном порядке от центральных органов исполнительной власти необходимую информацию;

2) привлекать специалистов центральных органов исполнительной власти и научных учреждений для работы по ведению УКТВЭД.

Объяснения к УКТВЭД разрабатываются и утверждаются Гостаможслужбой с учетом изменений, которые вносятся Всемирной таможенной организацией для пояснений к Гармонизированной системе и Европейским Союзом для пояснений к Комбинированной номенклатуре. В случае необходимости Гостаможслужба разрабатывает пояснения к кодам товаров, детализированных на национальном уровне.

Из анализа этих норм можно сделать вывод, что под ведением Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности законодатель, в первую очередь, понимает а) разработку и утверждение (приказом ГТСУ) пояснений к УКТ ВЭД и разработку детализации товаров в УКТВЭД на национальном уровне (с учетом общепринятых правил) классификации товаров в Гармонизированной системе, которая проводится на уровне девятого и десятого знаков товарного кода с целью обеспечения защиты национального товаропроизводителя путем принятия мер по тарифному и другим видам регулирования внешнеэкономической деятельности и совершенствования статистического учета и осуществляется по представлению центральных органов исполнительной власти).

Следовательно, классификация товаров осуществляется в соответствии с Законом Украины О Таможенном тарифе Украины с использованием Пояснений к УКТВЭД, как одного из вспомогательных рабочих материалов, вводимых в Украине с целью обеспечения одинаковой интерпретации и применения УКТВЭД, и утверждаемых приказом ГТСУ.

Как установлено статьей 19 Конституции Украины, правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законамы Украины.

Достаточно ли письма Гостаможслужбы, чтобы изменить указанное в этих нормативно-правовых документах?

Вопрос даже не риторический. Анализ последствий издания подобных писем за прошлые годы (начиная с 2014 года) дает право утверждать, что никакие подобные изменения (уточнения) относительно классификации товаров изложенные в письмах Гостаможслужбы не были своевременно инкорпорированы в действующие нормативно-правовые акты, но были учтены при принятии новых редакций. тарифа Украины и Пояснения к УКТ ВЭД.

Анализ судебной практике, связанной с обжалованием решений об определении кода товара и/или налоговых уведомлений-решений показал, отсутствие споров, в которых таможенные органы ссылаются, в качестве основания изменения кода товара именно на подобные письма Гостаможслужбы. А это хороший знак для предприятий при принятии решения и оценке последствий самостоятельного изменения кода товара по таможенным оформлениям которые завершены, исключительно на основании писем Гостаможслужбы.

Интересным по этому поводу решение Окружного административного суда г. Киева по делу N 640/26283/21. Согласно описанию дела, Киевская таможня ГФС вынесла решение об определении кода товара и изменила код товара, однако указанного декларантом именно на основании того, что ею была установлена неточность содержания описания товара на уровне категории кода товара в Таможенном тарифе, однако Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Суд не согласился с таможней именно потому, что в Таможенном тарифе обнаружена неточность перевода с официального языка оригинала на украинский язык не в названии позиций, подпозиций, а в названии категории. Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

В свою очередь, тот же суд в Решении от 30.11.2022 по делу № 640/1840/22 отметил, что в соответствии с ч. 4 статьи 3 Таможенного кодекса Украины, в случае если нормы законов Украины или других нормативно-правовых актов по таможенной дела допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей предприятий и граждан, которые перемещают товары, транспортные средства коммерческого назначения через таможенную границу Украины или осуществляют операции с находящимися под таможенным контролем товарами или прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов , вследствие чего есть возможность принятия решения как в пользу таких предприятий и граждан, так и в интересах таможенного органа, решение должно приниматься в пользу указанных предприятий и граждан.

Изменение ответчиком подходов к классификации товара, ранее примененных при осуществлении таможенного контроля идентичных товаров, выпущенных в свободное обращение по вышеуказанным таможенным декларациям, является нарушением принципа «надлежащего управления».

Согласно правовой позиции, высказанной в решении Европейского Суда по правам человека от 20.09.2011 года по делу «Рисовский против Украины», принцип «надлежащего правления», в частности, предусматривает, что государственные органы должны действовать надлежащим и как можно более последовательным способом. При этом на них возложена обязанность ввести внутренние процедуры, которые усилит прозрачность и ясность их действий, минимизируют риск ошибок и будут способствовать юридической определенности в правоотношениях.

В решении от 23.09.1998 года по делу «Стол и другие против Соединенного Королевства» Европейский Суд по правам человека указывает, что все право, будь то писаное или неписаное, было достаточно четким, чтобы разрешить гражданину, если возникнет необходимость с надлежащим советом, предусматривать в определенной степени при определенных обстоятельствах последствия, которые могут повлечь определенное действие.

Принцип правовой определенности является нужным элементом принципа верховенства права. В свою очередь, требования государственного органа, адресованные субъекту хозяйствования при прохождении тех или иных административных процедур, должны быть аналогичны практике применения таких процедур и в других аналогичных условиях.

Таким образом, пока обнаруженные Гостаможслужбой несоответствия перевода текстов, изменения в подходах классификации не отражены соответственно в Таможенном тарифе Украины или Пояснениях к УКТ ВЭД, такие письма так и остаются информационной справкой об определенной позиции Гостаможслужбы по классификации, но применить которую, не нарушая -правовые акты невозможны.