fbpx

Правовые основы защиты внутреннего рынка

04.11.2022

Страны, объединившиеся в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а впоследствии и во Всемирной торговой организации (ВТО) обязались поддерживать свои таможенные пошлины в пределах согласованных предельных уровней и исключать предоставление каких-либо преимуществ, содействий, привилегий или иммунитета по экспорту или импорту товара отдельным странам или союзам по сравнению с другими странами-участниками ГАТТ (ВТО). То есть такие страны обязались не повышать пошлину на любой товар выше определенного уровня. Это обеспечивает прозрачность, предсказуемость и равенство в торговле и означает, что страна-импортер не может в одностороннем порядке увеличить пошлину до ставки выше, чем она договорилась в рамках ВТО.

Кроме этого, члены договорились об отказе от количественных ограничений на импорт в соответствии с исключением условий, в соответствии со статьей XI ГАТТ. Следовательно, член ВТО не может безосновательно в одностороннем порядке ограничить объем импорта какого-либо товара в целом или от конкретного члена. В сочетании с уступками в соответствии со статьей II ГАТТ это означает, что страны-члены ВТО имеют четкие и регламентированные способы ограничения импорта, если такой импорт наносит или чревато причинением вреда отечественной промышленности.

Каждая страна-член имеет право на экономические меры для того, чтобы противостоять нечестной, нерыночной торговой деятельности, которая имеет место в некоторых странах или компаниях, или исправления дисбаланса, возникшего в определенных секторах экономики в связи с либерализацией торговли. Со вступлением в 2008 году членства в ВТО, Украина получила возможность не только всесторонне интегрироваться в международную торговую систему, но и создала правовые основы для стабильного и предполагаемого ведения внешнеэкономической деятельности и защиты внутреннего рынка.

В рамках ВТО страны утвердили инструменты торговой защиты, порядок и процедуры его использования. Благодаря такому инструменту торговой защиты, страны могут установить определенные ограничения, если отечественная промышленность терпит ущерб вследствие объема или цен на импорт.

К средствам торговой защиты относятся антидемпинговые меры, антисубсидиционные или компенсационные меры и защитные меры. Эти инструменты торговой защиты предусмотрены ВТО как исключение и могут быть использованы для защиты отечественной промышленности в стране-импортере от импорта при определенных условиях и соблюдения определенных процедур.

Выделяют следующие блоки правового регулирования средств торговой защиты:

Статья VI ГАТТ Антидемпинговая и компенсационная пошлина и Соглашение ВТО о применении статьи VI ГАТТ 1994 годаСтатья XIX ГАТТ  Чрезвычайные действия по импорту отдельных товаров и Соглашение ВТО о защитных мерахСтатья XVI ГАТТ Субсидии и Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерахПоложение о средствах торговой защиты в соглашениях о свободной торговле (УВТ)

 

Целью торговой защиты не является запрет импорта или закрытия рынка, а лишь компенсация негативных последствий от импорта. Следовательно, если демпинг не нанесет ущерба отечественным производителям или определенный товар вообще не производится в стране импорта, то такой демпинг, согласно статье VI ГАТТ, не причиняет материального ущерба и не может быть предметом торговой защиты.

Правовое регулирование торговой защиты в Украине включает законы Украины:

  • О внешнеэкономической деятельности;
  • О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта;
  • О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта;
  • О применении специальных мер по импорту в Украину.

Согласно статье из Закона Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта», проведение антидемпингового расследования в Украине осуществляется на принципах, определенных настоящим Законом, уполномоченными на это центральными органами исполнительной власти — Министерством экономики Украины (далее — министерство), Гостаможслужбой, а также Межведомственной комиссией по международной торговле (далее – МКМТ или Комиссия).

Но именно Межведомственная комиссия по международной торговле принимает решение о нарушении и проведении антидемпинговых, антисубсидиционных или специальных защитных расследований и применения соответственно антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных мер.

Демпинг – ввоз на таможенную территорию страны импорта товара по ценам ниже сравнительной цены на подобный товар в стране экспорта, причиняющий вред национальному товаропроизводителю подобного товара. Итак, речь идет о ценовой дискриминации между национальными рынками стран, при которой тот же продукт продается на разных национальных рынках по разным ценам без экономического или коммерческого обоснования.

Таким образом, ГАТТ позволяет государствам-членам, в которых иностранный товар реализуется по заниженным ценам, принять меры при условии доказывания факта, что товар продается по демпинговым ценам и одновременно наносит вред отрасли отечественного производства аналогичных товаров.

Следовательно, доказательство факта и проверка такого факта производится по установленной процедуре.

Расследование с целью установления наличия и влияния демпинга, о котором утверждается, что имеет место, а также величины демпинговой маржи начинается Министерством по нарушению антидемпинговой процедуры по жалобе, поданной национальным товаропроизводителем или от его имени. Либо по представлению органа исполнительной власти страны импорта, либо профессиональному союзу работников предприятий национального товаропроизводителя.

Жалоба подается в письменной форме заявителем – национальным товаропроизводителем или физическим или юридическим лицом, действующим от имени национального товаропроизводителя. В такой жалобе должны содержаться доказательства наличия демпинга и ущерба, наличие причинно-следственной связи между ними.

После получения жалобы Министерство нарушает антидемпинговую процедуру, в ходе которой рассматривает доказательства, содержащиеся в жалобе, с целью определения, являются ли эти доказательства достаточными для нарушения антидемпингового расследования соответственно. После чего Министерство представляет Комиссии отчет о результатах проведения антидемпинговой процедуры.

Решение о нарушении антидемпингового расследования принимает Комиссия по представлению Министерства. Такое решение принимается на основании доказательств, подтверждаемых фактическими данными антидемпинговой процедуры. Расследование нарушается в случае, если Министерством и Комиссией установлено, что жалоба была подана национальным товаропроизводителем или от его имени и, если такая жалоба поддерживается украинскими производителями, совокупное производство которых составляет более 50 процентов от общего объема производства подобного товара, произведенного той частью предприятий национального товаропроизводителя, которая поддерживает жалобу или выражает возражение.

После принятия решения о возбуждении расследования по жалобе Министерство начинает указанное расследование.

Субсидированный импорт – ввоз на таможенную территорию страны импорта товара (товаров), пользующегося льготами от субсидии, предоставляемой для производства, переработки, транспортировки или экспорта такого товара.

Соглашение ВТО «О субсидиях и компенсационных мерах» определяет то, что большинство форм субсидирования являются разрешенными, но подлежат регулированию.

Факт предоставления субсидии имеет место в случае, если есть финансовый взнос государственных органов или предоставляется в любой форме поддержка бюджетных поступлений или поддержка цен со стороны государства, в результате этого предоставляется льгота.

В процессе антисубсидиционного расследования расследуются факты наличия финансового вклада государственных органов и устанавливается наличие прямых переводов средств (дотаций, ссуды, гарантий); предоставление льгот или увольнений при взимании налогов с доходов; обеспечение субъектов хозяйственно-правовых отношений имуществом, товарами, услугами; участия в финансировании субъектов хозяйственно-правовых отношений прямо или косвенно;

Если в процессе антисубсидиционного расследования устанавливается, что субсидия является специфической, то есть имеющей существенные признаки, отличающие легитимную субсидию от нелегитимной субсидии, до импорта в Украину, который пользуется льготами от нелегитимной субсидии, как правило, применяются компенсационные меры.

В случае стремительного роста импорта в Украину, что наносит значительный ущерб или чревато нанесением значительного ущерба национальному товаропроизводителю, по заявлению национального товаропроизводителя или в соответствии с представлением Гостаможслужбы Министерству, которое, в свою очередь, Кабинет министров Украины и МКМТ

Согласно статье 17 Закона Украины «О применении специальных мер по импорту в Украину» и статье 7 Соглашения ВТО специальные защитные меры применяются в течение срока, необходимого для предотвращения серьезного ущерба или устранения последствий такого ущерба. Срок защитных мер не должен превышать четырех лет, если только компетентные органы не решают продлить срок действия мер, однако совокупный срок применения специальных мер, включая действие предыдущих специальных мер (если таковые были) и всех продлений, не должен превышать восьми лет.

В случае принятия Комиссией решения о применении специальных мер может быть введен режим квотирования импорта в Украину, с определением объемов квот и порядка их распределения или установления специальной пошлины по импорту в Украину, который является объектом специального расследования.

Установленная Комиссией специальная пошлина уплачивается импортером товара в Украину независимо от других налогов и сборов (обязательных платежей), взимаемых при импорте в Украину.

Размер ставки специальной пошлины определяется в процентах к таможенной стоимости товара, являющегося объектом специального расследования. Таможенная стоимость этого товара рассчитывается в соответствии с базисными условиями поставки CIF – граница Украины. Специальная пошлина взимается в соответствующем размере и в каждом случае отдельно на недискриминационной основе, независимо от страны экспорта.

Следовательно, средства торговой защиты играют важную роль в торговой политике каждой страны, поскольку устанавливают правила, согласно которым национальная промышленность может быть защищена от импорта, что наносит ей вред. Использование средств торговой защиты требует последовательного и четкого применения правил и процедур, понятных не только национальным товаропроизводителям, но всем странам-членам ВТО.

Специально для Юриста и Закон

Herman Taslitskyi

Автор: Герман Таслицкий

адвокат, управляющий партнер Delta International Services