fbpx

Автор: Олег Щербак, адвокат по таможенным вопросам 

Международные перевозки грузов

При осуществлении внешнеэкономической операции иногда возникают сложные вопросы, которые являются следствием недостаточного законодательного урегулирования или конкуренции национального и международного законодательства.
В сфере международных перевозок является очень распространенным использование специального автомобильного транспорта. Это приводит к казусным моментам при получении международных разрешений.
Так, компании могут использовать в своей работе собственный или арендованный специальный автотранспорт (бетонный миксер, бурильная установка и т.д.).
Такие компании могут иметь лицензию на перевозку пассажиров, опасных грузов и опасных отходов речным, морским, автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, с разрешенным видом работ — международные перевозки грузов грузовыми автомобилями.
Для выполнения подрядных работ компании используют свой специальный автотранспорт на территории иностранных государств. Для чего необходимо своим ходом переместить автотранспорт на место расположения объекта производства, что в свою очередь соответствует международной перевозке.
Возникает вопрос получения соответствующих разрешений для международных грузовых автомобильных перевозок по территориям иностранных государств.
В настоящее время в соответствии с нормами закона Украины О лицензировании видов хозяйственной деятельности, установлено лицензирование перевозки пассажиров, опасных грузов и опасных отходов речным, морским, автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Во исполнение этого положения закона утверждены от 2 декабря 2015 № 1001 Постановлением КМУ и действуют соответствующие Лицензионные условия.
Как установлено п. 3 Лицензионных условий, их действие распространяется на субъектов хозяйствования юридических и физических лиц — предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную деятельность по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Кроме того, согласно статье 55 закона Украины Об автомобильном транспорте, международные автомобильные перевозки украинскими перевозчиками при перевозке по территории иностранных государств происходят на основании соответствующих разрешений.
Следовательно, для осуществления международных грузовых перевозок у перевозчика должны быть в наличии: лицензия и разрешение для перевозки по территориям иностранных государств.
Грузовым автомобилем, согласно закону Украины Об автомобильном транспорте, является автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов.
В соответствии со статьей 19 закона Украины Об автомобильном транспорте, транспортные средства по своему назначению делятся на транспортные средства общего назначения; транспортные средства специализированного назначения; транспортные средства специального назначения.
Как указано в статье 1 Закона Украины Об автомобильном транспорте, транспортное средство специального назначения — это транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных рабочих функций (для аварийного ремонта, автокран, пожарный, автобетоносмесители, вышка разведывательная или буровая на автомобиле, для транспортировки мусора и других отходов, техническая помощь, автомобиль уборочный, автомобиль-мастерская, радиологическая мастерская, автомобиль для передвижных телевизионных и звуковых станций и т.п.).
Таким образом, автомобиль с установленным на нем, в частности, бетонным миксером должен классифицироваться как транспортное средство специального назначения.
Для перевозки грузов, как следует из содержания соответствующего срока со статьей 1 закона Украины Об автомобильном транспорте, используются транспортные средства общего назначения.
При таких обстоятельствах, автомобиль, который оборудован специальным оборудованием не может рассматриваться как грузовой и перевозить грузы. В свою очередь, использование автомобиля специального назначения не связано с перевозкой грузов, а следовательно, не требует лицензирования и выдачи разрешения на перевозку грузов.
Вместе с тем международные нормы Конвенции (соглашений) о международном автомобильном сообщении, как правило, содержат термин «автотранспортное средство», включающий в себя грузовой автомобиль, то есть грузовой автомобиль, грузовой автомобиль с прицепом, автомобильный тягач или тягач с полуприцепом. Международные документы дополнительно содержат случаи, когда автотранспортные средства не могут быть предметом их регулирования. И во всех случаях ни разу не упоминаются автомобили специального назначения.

То есть в международных актах дается иная классификация «автотранспортного средства» чем та, что содержится в национальном законодательстве.
Такое положение дел дает основания органам лицензирования утверждать, что автотранспортные средства специального назначения через свои конструктивные особенности (классификацию) не получают разрешения на международные грузоперевозки. Аргументом также используется тот факт, что такие транспортные средства не являются грузовыми автомобилями. Это заставляет участников внешнеэкономической деятельности рассматривать свою деятельность достаточно рисковой.
Отдельные консультации в Министерстве инфраструктуры Украины могут решить эту проблему и поставить точку в этом спорном вопросе.
Мнение экспертов в этой сфере заключается в том, что в правовом поле Украины преимущественную силу имеют международные законодатели акты, а значит автотранспортные средства специального назначения должны получать разрешения.