Контроль таможенной стоимости реформированной таможни
Что такое Автоматизированная система управления рисками Гостаможслужбы и в чем проблема сейчас с определением таможенной стоимости товаров.
Отзвучали фанфары завершения не долгой, но яркой «Санта-Барбары» по поводу избрания председателя и заместителей Гостаможслужбы Украины. Несмотря на то, что результаты этих конкурсов были известны почти до их начала, была маленькая надежда, что люди, которые займут должности без отметки «и.о.», смогут вдохнуть в украинскую таможню современные взгляды и подходы развития таможенного дела.
Но «маленькая надежда» вместе с назначениями и, особенно, после «Трускавца» умерла. Бизнес с сожалением понял, что все новое — это хорошо забытое старое. В конце сентября импортеры получили подтверждение о внедрении Гостаможслужбой так называемых «таблиц по таможенной стоимости», то есть минимальной стоимости товара, рассчитанной на 1 кг в разрезе кодов УКТ ВЭД в долларах США. В соответствии с ней производится расчет таможенных платежей и таможенное оформление.
Когда бизнес сообщил руководству Гостаможслужбы о том, что знает о таких незаконных действиях, в ответ поступило удивление и заверение, что такого нет и быть не может. Таким образом, новые кадры используют в своей работе старые подходы, кстати, которые и служили основанием для начала реформирования таможни.
При этом результативность корректировки таможенной стоимости при обжаловании в суде явно не в пользу таможни. Идущий в судебное обжалование с вероятностью около 70 процентов получает положительное решение суда. В течение 2018−2021 годов судебная практика обжалований решений таможни о корректировке таможенной стоимости получила достаточное количество правовых позиций Верховного суда, применение которых в своей работе со стороны Гостаможслужбы в разы бы уменьшило поток судебных обжалований и подняло бы уровень правовой работы в таможнях. Но, несмотря на устойчивую практику, понимание результата своей «контролирующей» деятельности, таможенники то и дело выносят решения о корректировках, которые снова и снова отменяются в суде. К сожалению, наша судебная власть с трудом выносит решения о взыскании с Гостаможслужбы нанесенного ущерба бизнесу, что, по моему мнению, приводит к безответственности за принятые решения со стороны чиновников.
Скорее всего, такое состояние не устраивает ни Гостаможслужбу, ни Министерство финансов Украины, потому что возврат средств по решению суда предприятиям, по мнению должностных лиц, наносит ущерб государству. Поэтому неудивительно, что в последнее время возобновились инициативы по реанимации законопроекта 3562 от 28.05.2020 года «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно порядка контроля правильности определения таможенной стоимости товаров)». Лейтмотивом этого законопроекта является предоставление права таможни не признавать заявленную таможенную стоимость декларанта, запрашивать дополнительные документы и корректировать (увеличивать) ее на основании срабатывания Автоматизированной системы управления рисками (АСАУР) Гостаможслужбы. При этом алгоритм работы и принципы срабатывания АСАУР прописывают те же должностные лица, которые осуществляют контроль и корректировку таможенной стоимости. Поэтому не будет неожиданностью то, что работа АСАУР с требованием провести корректировку таможенной стоимости товара будет императивной и будет происходить с той же частотой и в отношении тех же товаров, о которых «вручную» будут внесены соответствующие установки в систему. Что в таком случае получит Гостаможслужба? На мой взгляд, Гостаможслужба пытается снять обвинения с должностных лиц в искусственной задержке таможенного оформления и безосновательной корректировке таможенной стоимости, осуществляя перенос тех же действий на Автоматизированную систему управления рисками. Как будто это решение искусственного интеллекта, заподозрившего возможное нарушение.
Насколько мне известно, все ведущие бизнес-ассоциации и Общественные советы при ГТСУ и Министерстве финансов Украины заявили свое недовольство предлагаемыми изменениями, потому что они, мягко говоря, извращают нормы Соглашения о применении ст. VII ГАТТ и не соответствуют практическим установкам Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации и Комитета по таможенной оценке ВТО, на которые возложена унификация практического применения положений упомянутого Соглашения странами-подписантами.
Не отрицая права таможенного органа убедиться в истинности или точности любого заявления, документа или декларации, поданных с целями таможенной оценки, бизнес-сообщество требует лишь одного — чтобы такое право таможни соответствовало международным принципам и правилам и было понятно и предсказуемо.
Автор: Герман Таслицкий, управляющий партнер Delta International Services