fbpx

Изменения по имплементации международного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах

На прошлой неделе Верховная Рада Украины приняла изменения в Налоговый кодекс Украины и другие законы об имплементации международного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах.

О чем идет речь.

Следуя целям международного сотрудничества в борьбе с избежанием налогообложения, в 1988 году члены Совета Европы и страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подписали Конвенцию об административной помощи в налоговых делах.

Позднее в Конвенцию, в ответ на призыв Большой двадцатки привести ее в соответствие с международным стандартом обмена информацией и открыть ее для всех стран, были внесены поправки (в форме Протокола).

Для Украины Конвенция вступила в силу в июле 2009 года. Изменения в Конвенцию – в сентябре 2013 года.

По утверждению самих разработчиков Конвенции, это наиболее полный многосторонний инструмент в этой сфере. Конвенция не только предусматривает обмен информацией (с четкими положениями об обмене информацией по запросу, спонтанному и автоматическому), она также включает помощь в восстановлении, вручении документов, а также может способствовать общим аудитам.

В 2014 году на основании статьи 6 Конвенции ее участниками было подписано Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Ее целью является присоединение к международной системе автоматического обмена информацией о финансовых счетах в соответствии с Общим стандартом отчетности CRS, одобренным ОЭСР (далее – Стандарт).

Настоящий Стандарт основан на автоматизированных и стандартизированных решениях, ранее разработанных и внедренных в действие в рамках закона США, широко известного как FATCA.

Фактически, в мире действуют две международные системы, касающиеся обмена налоговой информацией: FATCA – в виде многосторонних соглашений между США и другими странами мира (всего подписаны соглашения со 113 юрисдикциями), и Стандарт CRS, основанный на единой Конвенции, к которой США не присоединились. Специалисты в мире отмечают схожесть этих двух систем, используя условные термины CRS GATCA или Global FATCA, намекая на их единство. Но все же в отличие от CRS, межгосударственные соглашения в рамках FATCA касаются только одного типа лиц – американских налогоплательщиков.

Верховная Рада Украины в 2019 году ратифицировала Соглашение между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA). Позже были приняты соответствующие изменения в национальное законодательство о запуске обмена налоговой информацией в рамках действия указанного Соглашения. По сообщению Государственной налоговой службы Украины представление сведений ответственных финансовых агентов за отчетный период 2021 года перенесено для Украины на 2023 год.

В августе 2022 года Государственная налоговая служба Украины как компетентный орган Украины присоединилась к Многостороннему соглашению по применению в стране Стандарта CRS.

В соответствии с настоящим Стандартом был разработан и действует во многих странах мира Стандарт автоматического обмена финансовой информацией (Стандарт AEOI).

Он дает возможность контролирующим органам посылать запросы своим партнерам относительно налоговой информации и более технологичен по сравнению с другим –

Стандарт обмена информацией по запросу (Стандарт EOIR). По схеме, финансовые учреждения обязуются регулярно отчитываться определенную налоговую информацию в свои национальные налоговые органы, которой в дальнейшем обмениваются правительства стран-участниц, предотвращая таким образом уклонение от уплаты налогов, отмывание денег и коррупции. К концу 2022 года этот Стандарт AEOI использовался более 110 юрисдикциями по всему миру, в результате чего происходил обмен информацией о 111 миллионах финансовых счетов, общей стоимостью 11 триллионов евро.

Для внедрения в стране Стандарта CRS разработчики указывают на выполнение ею требований по переводу правил Стандарта и его надлежащей проверке, выбору и принятию соответствующего национального законодательства, созданию ИТ и административной инфраструктуры и защите конфиденциальности и сохранению данных.

Именно с этой целью был разработан и принят Верховной Радой Украины 20 марта 2023 года соответствующий закон.

Законом обновляется терминологическая база Налогового кодекса Украины понятиями Многостороннее соглашение CRS, Многостороннее соглашение CbC (для целей трансфертного ценообразования), Соглашение FATCA, Соглашение QCAA (для целей трансфертного ценообразования), Общий стандарт отчетности CRS.

Для целей трансферного ценообразования уточняются понятия «материнская компания международной группы компаний» и «международная группа компаний».

Расширяется понятие «нерезидент» к «партнерству и другим объединениям лиц; правовые образования без статуса юридического лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств или территорий, не являющихся резидентами Украины». Дается определение «партнерству» для целей установления нерезиденства и термина «участник международной группы компаний» для целей трансферного ценообразования.

Содержание терминов «подотчетный счет», «финансовый счет» и «финансовый агент» в Налоговом кодексе непосредственно привязывается к определениям, содержащимся в Соглашении FATCA и/или в соответствии с правилами CRS.

В Налоговом кодексе уточняется, что для Украины составляет международное законодательство в части обмена информацией для налоговых целей – это Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых делах, международный договор Украины об избежании двойного налогообложения и другие международные договоры об обмене информацией для налоговых целей, согласие на обязанность язковость которых предоставлена Верховной Радой Украины, а также заключенные на их основании межведомственные договоры.

Функции и права налоговых органов уточняются с учетом международных обязательств по обеспечению выполнения соглашений FATCA и CRS.

В принятом законе приводятся уточненные положения о предоставлении уведомления об участии в международной группе компаний и об обязательствах налогоплательщиков-резидентов Украины, принадлежащих к международной группе компаний, представлять соответствующий отчет в разрезе стран такой группы.

Налоговый кодекс дополняется новой статьей о международном автоматическом обмене информацией и представлении отчетности о подотчетных счетах для целей Соглашений FATCA и CRS. Согласно этой статье для целей Соглашения FATCA и Многостороннего соглашения CRS термины, определенные Налоговым Кодексом, должны применяться и толковаться с учетом Соглашения FATCA, Многостороннего соглашения CRS и Общего стандарта отчетности CRS.

Указанной статьей устанавливается порядок надлежащей комплексной проверки финансовых счетов, обязательств финансовых агентов относительно требований у владельцев счетов предоставления определенных сведений и документов, определенных соглашениями FATCA и CRS, обязательств владельцев счетов предоставлять по требованию финансовых агентов запрашиваемую информацию, соответствующие пояснения в случаях, установленных законодательством, порядок учета финансовых агентов, являющихся подотчетными финансовыми учреждениями для целей Многостороннего соглашения CRS и Общего стандарта отчетности CRS, порядок представления отчета о подотчетных счетах, порядок и срок хранения документов, подтверждающих осуществление финансовым агентом мер надлежащей комплексной проверки (устанавливаемого не менее 1825 дней), порядок контроля за представлением отчетов о подотчетных счетах и т.п.

Следствием невыполнения владельцем счета требований законодательства, статьей, в частности, устанавливается отказ финансовому агенту в установлении деловых отношений, отказ в предоставлении финансовых услуг или отказ в дальнейшем предоставлении услуг, в том числе для расторжения договорных отношений с владельцем счета. С этой целью Гражданский кодекс Украины дополнен соответствующим основанием отказа банка от договора банковского счета и закрыть счет клиента.

Законом также уточняется порядок представления отчетности в электронной форме, с учетом статуса финансового агента и изменяются сроки хранения документов для целей налогообложения. Так, для целей трансферного ценообразования устанавливается срок не менее 2555 дней (7 лет), для первичных документов, составляемых лицами нерезидентами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Украины через постоянное представительство и/или получающих доходы с источником происхождения из Украины и другими нерезидентами , и юридическими и физическими лицами-предпринимателями из подпунктов 133.1., 133.2. и 133.4. Налогового кодекса Украины – 1825 дней (5 лет), в других случаях – 1095 дней (3 года).

Дополнительно устанавливаются обязательства для нерезидентов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Украины через постоянное представительство (независимо от наличия зарегистрированного обособленного подразделения) и для юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством других стран (иностранные компании) и имеющими место эффективного управления на территории Украины по установлению собственной структуры и всех бенефициарных владельцев, ее хранения и представления в соответствующем порядке в контролирующий орган.

Отдельно законом устанавливаются особенности налогового учета финансовой отчетности и документов трастов, управление которыми осуществляется резидентами Украины, а также особенности обжалования лицом-нерезидентом, являющимся владельцем счета, налогового уведомления о нарушении требований Общего стандарта отчетности CRS.

Законом уточняется список лиц (органов), направляющих в контролирующие органы информацию для информационно-аналитического обеспечения, порядок и случаи направления соответствующего письменного запроса для предоставления информации, а также уточняются происшествия, которые могут быть предметом камеральной проверки, документальной внеплановой проверки.

Налоговый кодекс дополняется нормами об ответственности лиц за нарушение требований по выявлению подотчетных счетов и представлению отчетности для автоматического обмена информацией о финансовых счетах, за непредставление финансовым агентом заявления о взятии его на учет в качестве подотчетного финансового учреждения, за непредставление информации, ответа на запрос контролирующего органа.

Законом также устанавливаются нормы переходных положений по первому отчетному периоду для целей Многостороннего соглашения CRS (начало с 1 июля 2023 года и конец 31 декабря 2023 года), установления сроков и дат проведения надлежащей комплексной проверки счетов, определения и использования терминов Общего стандарта отчетности CRS , установление особенностей первичного взятия на учет финансовых агентов до 31 декабря 2023 и особенностей ответственности финансовых агентов и владельцев счетов в периоды до 31 декабря 2024 года и с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года.

В связи с действием военного положения в Украине переходными нормами устанавливаются признаки, при наличии которых есть основания не считать информацию налоговой в рамках Многостороннего соглашения CRS.

Согласно принятому закону, в случае вступления в силу, отчеты финансовых агентов за 2021-2022 годы должны быть представлены в 2023 году по правилам статьи 69.8. Налогового кодекса Украины не позднее 1 сентября. В дальнейшем отчетность по подотчетным счетам будет представляться финансовыми агентами не позднее 1 июля, согласно новой статье 39-3 Налогового кодекса Украины.

Принятый закон, в случае его утверждения Президентом Украины, вступает в силу со дня следующего за днем его опубликования, кроме некоторых положений о вступлении в силу новой статьи по международному автоматическому обмену информацией и представлению отчетности о подотчетных счетах для целей Соглашений FATCA и CRS и подачи отчетов финансовых агентов , вступающие в силу с 30 июня 2023 года, и об ответственности лиц за нарушение требований по обнаружению подотчетных счетов и представление отчетности для автоматического обмена информацией о финансовых счетах, за непредставление финансовым агентом заявления о взятии его на учет как подотчетного финансового учреждения, за непредставление информации , ответы на запрос контролирующего органа, вступающих в силу с 1 января 2024 года.

На день выхода этой публикации указанный закон не подписан Президентом Украины.

В случае вступления в силу принятого закона лица, которые отвечают критериям подотчетности финансового учреждения в соответствии с Общим стандартом отчетности CRS по состоянию на 30 июня 2023 года, применяют процедуры надлежащей комплексной оценки для определения подотчетных счетов с 1 июля 2023 года.

Одновременно, многосторонний автоматический обмен информацией о финансовых счетах будет осуществляться в сроки, определенные в разделе 3 Многостороннего соглашения CRS.

 

С услугами Delta International Services можете ознакомиться на сайте, а также позвонить по телефону для более подробной информации.