Автор: Олег Щербак
Адвокат, ЮК «Правозащита Украина» 

Электронные технологии & договорные отношения в сфере международной торговли

24 октября 2019 в сайте Правительства появилось сообщения об одобрении законопроекта, имеющего елью отменить заявление Украины к Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года. Кабмин, в частности, инициировал отказаться от заявления, сделанной при присоединении к Конвенции, которой заключения внешнеэкономических договоров купли-продажи товаров было разрешено только в письменной форме. Как отметил Министр юстиции в сообщении, сегодня такой подход не соответствует законодательству Украины, которое позволяет заключать контракты не только в письменной, но и в электронной форме.

Изменения, предложенные в законодательство, открывают путь для развития деловых отношений между субъектами ВЭД на новом уровне.

Законодательное урегулирование в этой сфере дополнительно поможет установить определенные механизмы взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности с контролирующими органами при перемещении товаров на территорию и с территории Украины. Запуск программных систем взаимодействия будет способствовать ускорению выполнения формальностей государственными органами.

Так, требует урегулирования вопроса взаимодействия участников международных торговых отношений помощью телекоммуникационных технологий, а именно: заключение, исполнение и прекращение ВЕД контрактов.

На сегодня в мире действует с 2005 года Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах.

Конвенция принята как попытку практического решения вопросов, касающихся электронных средств связи в контексте международных договоров.

Ею установлены основные принципы обмена электронными сообщениями во время выполнения

международных договоров поставки товаров, как: определение моментов отправления и получения, исправление ошибки в случае обмена информацией. Ее положения актуальны и сейчас.

В то же время ее подписала и ратифицировала очень малое количество стран, а основные игроки международной торговли ее не используют.

Однако время не стоят на месте, и в мире появляются новые инструменты, которые помогут воплотить в жизнь современные требования к ведению международной коммерции.

Прежде всего это проект Международной коммерческой палаты в пределах всем известных правил Incoterms®.

Речь идет о smartINCOs — инструмент создания и использования цифровых контрактов купли-продажи, таких, что «самостоятельно выполняются». По словам его разработчиков, эти контракты схожи с обычными, но отличаются тем, что имеют цифровую составляющую, которая дает возможность сторонам избежать ошибок при заключении и выполнении соглашениями. Разработчики этой системы даже позволили осуществлять трансакции между сторонами с помощью криптовалюта, что пока неоднозначно воспринимается в мире.

Революционным является то, что эта система объединяет множество GPS-маячков и сенсоров, установленных на пути транспортировки груза, что позволяет отследить весь процесс его

перемещения и проконтролировать, чтобы соглашение было выполнено в соответствии с согласованными условий.

Прежде всего это очень важно при выполнении контрактов в части контроля качества и количества товара.

В свою очередь, договорные отношения в сфере услуг по перевозке грузов с 2008 года должны

соответствующее регулирование по использованию сторонами электронных систем. С тех пор успешно действует так называемая e-CMR, утверждена отдельным Протоколом к ​​Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов о электронную накладную.

Пользователи этой системы признают, что ее эксплуатация имеет значительные преимущества перед бумажными документами:

— в несколько раз уменьшения времени на обработку документов;

— ускорение административной работы, в частности нет необходимости в ведении архива и тому подобное;

— точность данных;

— уменьшение количества ошибок при отгрузке товаров.

Целесообразно заметить, что это соглашение полноценно действует лишь для 17 стран мира, среди которых крупные страны ЕС — Франция, Испания, а также Турция, имеющая важное стратегическое транзитное расположение.

Однако 5 февраля 2020 административный комитет МДП согласовал поправки к Конвенции с тем, чтобы вынести на голосование стран-участников новое приложение с нормами введения в действие полноценного eTIR для всех, кто подписал Конвенцию. Как ожидается, эта революция системы МДП не только обеспечит облегченную процедуру для транспортных компаний, но и в дальнейшем позволит использовать систему МДП всеми таможенными администрациями. Для более 75 Договаривающихся сторон это является облегчением администрирования транзитных перевозок.

Вообще стороны могут самостоятельно решить, какую именно платформу им использовать во время заключения и выполнения цифровых контрактов.

Самое главное — выбрать ту систему, которая будет гарантировать сторонам конфиденциальность,

безопасность и удобство в использовании. Решающим является взаимное признание сторонами

электронных цифровых подписей каждого, с помощью которых они, собственно, способны

создавать и выполнять с и выполнять свои обязательства.

Дополнительной формой гарантии безопасности таких договоров является их построение на технологиях блокчейну.

Конечно, стороны могут использовать для заключения и исполнения договоров обычную электронную почту. Обмен электронными письмами также может быть расценено как намерение сторон.

К сожалению, Украина пока остается в стороне от этих процессов. Изменения в законодательстве, наверное ожидаются, будут способствовать развитию украинского коммерции по более современным условиям.

 

Статья опубликована в издании «Юрист & Закон» №06 от 20 февраля 2020 року.