fbpx

Правовое регулирование электронной торговли

04.11.2022

Благодаря глобальной цифровизации международная торговля в последние десятилетия претерпела значительные изменения. Благодаря Интернету обеспечивается такой масштаб торговли, который невозможно было бы вообразить в аналоговом мире.

Такие изменения предоставляют малым и средним предприятиям возможность доступа к новым рынкам, а также значительное расширение существующих. Возникают новейшие способы конкурентноспособного ведения бизнеса.

Такое сочетание возможностей электронных средств коммуникации с торговлей в мире получило название e-commerce.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет e-commerce как международную продажу или покупку товара или услуги, осуществляемую через компьютерные сети методами, специально предназначенными для получения или размещения заказов.

Исторический нюанс.

Считается, что первые соглашения, имеющие признаки e-commerce, были проведены в начале 70-х годов прошлого века. Тогда студенты Стэндфордского университета и Массачусетского технологического института, используя учетные записи в Arpanet (военный предшественник Интернета), еще до появления Amazon и eBay уже занимались коммерческой торговлей.

Изобретателем системы онлайн торговли, принципы которой используются и поныне, стал британец Майкл Олдрич. Он в 1979 году подключил модифицированный домашний телевизор через домашнюю телефонную линию к компьютеру, который обрабатывает транзакции в реальном времени и таким образом создал новую коммуникативную среду (телешопинг), с возможностью обмена сообщениями, а также поиска и распространения информации.

С тех пор произошли большие перемены. Современные онлайн системы торговли позволяют клиентам искать и покупать товары, не выходя из дома или офиса, увеличивая доступ и удобство.

Пандемия коронавирусной болезни привела к буму онлайн-продаж, поскольку блокировку временно закрыли магазины, а потребительские расходы переместились с услуг на товары. В 2020 году более двух миллиардов человек покупали товары или услуги онлайн. Средняя доля пользователей Интернета, совершавших покупки в Интернете, выросла с 53% в 2019 году до 60% после начала пандемии.

Статистика для семи стран, которые вместе составляют примерно половину мирового ВВП (включая Соединенные Штаты и Китай), свидетельствует о том, что розничные онлайн-продажи в этих странах значительно выросли с примерно 2 триллионов долларов США в 2019 году, непосредственно перед пандемией, до примерно 2,5 триллиона долларов США в 2020 году и 2,9 триллиона долларов США в 2021 году. При этом на Китай приходится более половины розничных онлайн продаж в этих странах, а на Соединенные Штаты – еще 30%.

В 2019 году продажи 13 крупнейших компаний электронной коммерции, ориентированных на потребителей, составили 2,4 триллиона долларов. После начала пандемии COVID-19 в 2020 году этот показатель резко вырос до 2,9 триллиона долларов США, а в 2021 году произошло еще одно увеличение на треть, в результате чего общий объем продаж составил 3,9 триллиона долларов США.

Ожидается, что глобальный рынок электронной коммерции в 2022 году составит более 5 триллионов долларов США. Два года назад только 17,8% продаж приходилось на онлайн-покупки. Эксперты ожидают, что в 2022 году эта цифра достигнет 21%. Далее рост продолжится и достигнет 24,5% в 2025 году.

По данным прогнозов, к 2023 году розничные онлайн-продажи достигнут 6,17 триллиона долларов США, а веб-сайты электронной коммерции будут занимать 22,3% от общего объема розничных продаж.

Украина согласно исследованиям в 2021 году стала 65-м по величине рынком электронной коммерции с доходом в 1,1 млрд долларов США (объем рынка составляет более 4 млрд долларов США, что составляет 2,6% ВВП страны). В 2021 г. украинский рынок электронной коммерции вырос на 27% по сравнению с мировым темпом роста на 15%.

Прошлые оценки указывали на достижение объема рынка электронной коммерции более чем в 7 миллиардов долларов в 2025 году с годовым темпом роста 18,76 процента. Это самые большие показатели среди стран Центральной и Восточной Европы.

К сожалению, на развитие электронной коммерции в Украине влияют объективные факторы. Например, это то, что у Украины самый низкий уровень проникновения интернета в Европе – 65 процентов (71,8% на начало 2022 года). И среди них только 44 процента интернет пользователей совершают покупки онлайн.

Но самое главное – это война, которая приводит к уничтожению украинской экономики. В конце февраля, марте и апреле 2022 года, электрона коммерция почти исчезла в Украине. Доходы от нее упали на 87%.

Однако украинский рынок e-commerce выстоял, адаптировался к военному времени и начал восстанавливаться. По оценкам, уже в мае объемы начали приближаться к 80%, а в июне-июле составили 90% по сравнению с довоенными показателями.

Законодательное урегулирование.

Они скользят через пряди и легче проникают в них. И наоборот, гаджеты с утонченными, короткими щетинками, которые близко расположены друг к другу, оптимальны для коротеньких и редких волос.

Украина официально выполнила свои обязательства по Соглашению об ассоциации по электронной коммерции (имплементация Директивы 2000/31/EC, электронная подпись, защита прав потребителей по электронной коммерции и нежелательных коммерческих уведомлений). Вместе с тем, по оценкам, имплементированные нормы не всегда соответствуют украинской правовой системе, а также реализация не всегда бывает полной.

Главным нормативно-правовым актом, который законодательно регулирует вопросы e-commerce в Украине, является закон «Об электронной коммерции», принятый 3 сентября 2015 года. История его прохождения в Парламенте насчитывает больше двух лет. В дальнейшем в закон было внесено еще несколько изменений.

Указанный закон определяет организационно-правовые основы деятельности в сфере электронной коммерции в Украине, устанавливает порядок совершения электронных сделок с применением информационно-коммуникационных систем и определяет права и обязанности участников отношений в сфере электронной коммерции.

Закон определяет электронную коммерцию, как отношения, направленные на получение прибыли, возникающие при совершении сделок по приобретению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, осуществленные дистанционно с использованием информационно-коммуникационных систем, вследствие чего у участников таких отношений возникают права и обязанности имущественного характера;

Закон также содержит определение электронной торговли как хозяйственной деятельности в сфере электронной купли-продажи, реализации товаров дистанционным способом покупателю путем совершения электронных сделок с использованием информационно-коммуникационных систем.

В законе отдельно указываются положения об особых участниках в сфере электронной коммерции – поставщиках услуг промежуточного характера. К ним закон относит поставщиков электронных коммуникационных услуг, операторов услуг платежной инфраструктуры, присваивающих сетевые идентификаторы регистраторов (администраторов) и других субъектов, обеспечивающих передачу и хранение информации с использованием информационно-коммуникационных систем. То есть по содержанию закона участником электронной коммерции являются также третьи лица, технически сопровождающие электронную сделку.

Этим законом впервые в гражданском законодательстве Украины было введено в обращение понятие электронной сделки (договора).

Указанные выше положения полностью согласуются с Директивой Европейского Парламента 2000/31/EC (Директива об электронной коммерции), являющейся основополагающей правовой базой для онлайн-услуг в ЕС.

Вместе с тем, в соответствии с Планом действий по реализации Соглашения об ассоциации, Министерство цифровой трансформации до 2023 года должно разработать новый закон об электронной коммерции на основе указанной Директивы.

В ЕС в это время с целью актуализировать нормы, регулирующие электронную коммерцию, разрабатывают новое законодательство. В марте-апреле 2022 года было достигнуто политическое согласие о принятии на замену действующим законодательным актам двух новых – Закона «О цифровых услугах» и Закона «О цифровых рынках». В июле 2022 г. эти законопроекты были приняты Европейским парламентом.

Украиной в рамках законодательной имплементации в вопросах электронной коммерции также сделаны немалые шаги – в 2021-2022 годах приняты законы «О медиации» (вступил в силу), «О платежных услугах» (вступил в силу), «Об облачных услугах» (вступил в силу) «О виртуальных активах» (не вступил в силу).

Несмотря на уже действующие законы, остаются не устраненными факторы, влияющие на дальнейшее развитие сферы электронной коммерции в Украине.

Эксперты выделяют среди других, в частности, масштабную контрабанду и последующую перепродажу товаров через интернет-магазины, что создает несправедливые условия на рынке из-за существенно более низкой цены на контрабандный товар. Также подчеркивают несовершенную систему защиты прав потребителей, в случае их нарушения при совершении покупки через Интернет.

Безумное развитие онлайн-платформ требует коренного изменения законодательства стран, а также активных действий государства по защите интересов всех участников электронной коммерции.

Остается актуальным решение проблем торговли и обмена нелегальными товарами, услугами и контентом в Интернете. Некоторые онлайн-сервисы также злоупотребляют своими возможностями для распространения дезинформации и других вредных целей. Развитие законодательства будет способствовать искоренению этих явлений.

Украина не должна оставаться в стороне от этих процессов. Отечественное развитие электронной коммерции будет стимулировать экономический рост и инвестирование украинскими компаниями в инновационные технологии, а также усилить конкурентоспособность украинской промышленности.

Специально для Юрист и Закон

Олег Щербак

Автор: Олег Щербак

адвокат, эксперт по таможенному делу Delta International Law