fbpx

19.08.2022

Ввоз в Украину контейнеров и транспортного оборудования

Временная остановка морских перевозок в украинских портах и ​​переориентация грузопотока на железнодорожное сообщение вызвало большой дефицит контейнеров и вагонов разных типов для железнодорожных перевозок в страны/из стран Европы.

Понятно, что компании, специализирующиеся на железнодорожных перевозках, активизировали свою работу по закупке или аренде контейнеров и вагонов, в большинстве своем из европейских стран.

При этом ввоз пустых контейнеров и вагонов имеет свои особенности с точки зрения таможенного регулирования и контроля.

Статья 4 Таможенного кодекса Украины устанавливает следующие определения:

  • контейнер — транспортное оборудование…специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки;
  • транспортные средства коммерческого назначения — … подвижной состав железной дороги (вагоны, локомотивы – авт.), используемые в международных перевозках для платной транспортировки лиц или для платной или безвозмездной промышленной или коммерческой транспортировки товаров …;
  • товары – любые движимые вещи, в том числе те, на которые законом распространен режим недвижимой вещи (кроме транспортных средств коммерческого назначения), валютные ценности, культурные ценности, а также электроэнергия, перемещаемая линиями электропередачи.

В зависимости от цели и оснований ввоза, пустой контейнер (вагон) может рассматриваться как транспортное оборудование (транспортное средство) или как товар. Понятно, что в зависимости от того, в каком качестве перемещается контейнер (вагон), изменяются таможенные формальности и следовательно процедура таможенного контроля. Поэтому, очень важно, при подготовке внешнеэкономической операции, сразу определить «статус» контейнера (вагона) и, в соответствии с этим, готовиться к таможенному оформлению в выбранный таможенный режим.

Это не пустой вопрос, потому что от этого зависит особенность пропуска через государственную границу железнодорожных транспортных средств перевозчиков и перемещаемых ими товаров. А в дальнейшем повлияет на таможенное оформление и риск нарушения таможенных правил.

Так, Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 мая 2012 г. № 451 (далее – ПКМУ 451) утверждена Типовая технологическая схема осуществления таможенного контроля железнодорожных транспортных средств перевозчиков и перемещаемых ими товаров в пунктах пропуска через государственную границу.

Согласно Схеме, таможенный контроль железнодорожных транспортных средств и товаров осуществляется исключительно таможенным органом в соответствии с законодательством, выборочно, в формах и объеме, определенных на основании результатов системы управления рисками. При этом, декларирование железнодорожного подвижного состава (в том числе пустого), используемого для перевозки в международном сообщении товаров, пассажиров, осуществляется путем подачи таможенному органу в пункте пропуска (пункте контроля) либо на пограничной передаточной станции, либо в таможенном органе по месту расположения. владельца транспортного средства информации о таких железнодорожных транспортных средствах и цели их перемещения (под погрузку, возврат, техническое обслуживание участков железных дорог Украины и т.д.), указанные в передаточной ведомости, перевозочных документах или натурном листе. Таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Украины железнодорожного подвижного состава (в том числе пустого) осуществляется должностными лицами таможенных органов путем проверки сведений, указанных в документах, подаваемых для осуществления таможенных процедур. Для целей таможенного контроля используется информация, содержащаяся в автоматизированном банке данных Укрзализныци. Наличие на транспортных документах оттиска календарного штемпеля станции, принимающей товары к перевозке, свидетельствует об обязательствах железной дороги по перевозке этих товаров и соблюдения таможенных правил, установленных законодательством.

Следовательно, особенностью перемещения через таможенную границу Украины пустого контейнера (вагона), как транспортного оборудования (транспортного средства), является таможенный контроль за осуществлением транзитных перемещений с использованием железнодорожной накладной ЦИМ (СЕМ), или накладной УМВД (СМГС), или накладной ЦИ (CIM/SMGS, ЦИМ/СМГС) (далее – Железнодорожная накладная) без подачи таможенной декларации. При этом Железнодорожная накладная сопровождает такое перемещение на протяжении всего пути следования и используется в качестве документа контроля за перемещением товаров (далее – ГКПТ).

В отличие от таможенного контроля пустых контейнеров (вагонов) как транспортного оборудования (транспортного средства), декларирование железнодорожного подвижного состава, перемещаемого через таможенную границу Украины как товар на основании внешнеэкономического договора (контракта) купли-продажи, мины, аренды (в том числе предписанных) железных дорог других государств), лизинга и т.п., осуществляется в соответствующем таможенном режиме с представлением таможенной декларации, заполненной в установленном порядке и установлением срока транзитного перемещения. В этом случае такой порядок регулируется Приказом Министерства финансов Украины от 09.10.2012 № 1066 «Об утверждении Порядка выполнения таможенных формальностей при осуществлении транзитных перемещений» (далее — Порядок 1066) в соответствии со статьей 94 ТКУ. Согласно Порядку 1066, таможенные формальности при осуществлении транзитных перемещений товаров, транспортных средств коммерческого назначения осуществляются по:

  • использованием предварительной таможенной декларации,
  • использованием таможенной декларации,
  • использованием периодической таможенной декларации,
  • использованием Железнодорожной накладной.

При этом в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины декларант или уполномоченное им лицо предварительно уведомляют таможенный орган, в зоне деятельности которого товары будут предъявлены для таможенного оформления о намерении ввезти эти товары. Такое предварительное уведомление о намерении ввезти товары на таможенную территорию Украины осуществляется путем предоставления таможенному органу, в зоне деятельности которого товары будут предъявлены для таможенного оформления, предварительной таможенной декларации или иного документа, который может использоваться вместо таможенной декларации в соответствии со статьей 94 настоящего Кодекса ( железнодорожной накладной).

Таким образом, очень важно для дальнейшего корректного таможенного контроля и оформления сразу готовить финансовые и транспортные документы именно на товар. Для этого необходимо в описательной графе Железнодорожной накладной указать сведения о пустом контейнере (вагон) именно, как о товаре по указанию кодов ГНГ (ЭТСНГ). Например, для пустых контейнеров указываются ГНГ-8609, вместо 9923 (9931), для пустых вагонов ГНГ – 8606, вместо 9922. То есть, таким образом заявляется к перевозке не пустой контейнер (вагон), как следующее транспортное оборудование (транспортное средство) на станцию ​​назначения в пределах операции по перевозке (оказанию услуг), а пустой контейнер (вагон), который сам по себе является товаром и следует к станции назначения, в пределах операции купли-продажи или аренды (лизинга) и т.д. Важно и наличие, установленных статьей 335 ТКУ документов:

  • транспортные (перевозочные) документы;
  • передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
  • коммерческие документы (при наличии их у перевозчика) на перевозимые товары.

Здесь следует обратить внимание, что несмотря на то, что ТКУ устанавливает наличие коммерческих документов вместе с железнодорожной накладной, как необязательное, на практике, это является главным фактором идентификации пустого контейнера (вагона) таможней на границе, как товар и исполнение таможней на границе установленных форм контроля, конкретно как для продукта.

Наш многолетний опыт правового сопровождения и таможенного оформления операций по ввозу на таможенную территорию Украины пустого подвижного состава подтверждает, что именно не обращая внимания на нюансы «статуса» пустого контейнера (вагона) и соответствующее оформление финансовых и транспортных документов, создает затягивание таможенного оформления, отказ в таможенном оформлении, а в некоторых случаях и составление протокола о нарушении таможенных правил.

Специально для Центру Транспортных Стратегий

Herman Taslitskyi

Автор: Герман Таслицкий

адвокат, управляющий партнер Delta International Services