fbpx

Адаптация таможенного законодательства Украины к ЕС

05.09.2022

На четвертом году независимой Украины и на втором году существования современного ЕС наша страна подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейскими Сообществами и их государствами-членами.

Стороны Соглашения, в частности, согласовали сближение украинской таможенной системы с таможенной системой Сообщества.

В развитие идей более тесного сотрудничества в 2003-2004 годах принимаются законы Украины, которыми утверждаются соответствующая Концепция и Общегосударственная программа по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза.

Адаптацией принято считать поэтапное принятие и внедрение нормативно-правовых актов Украины, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза, состоящего из: Международных Договоров по учреждению Европейского Сообщества, начиная с 1957 года, регламентов, директив, решений и других актов нормативного характера, принимаемых институтами Европейского Союза, решений Суда Европейского сообщества, где дается официальное толкование соответствующих правовых норм.

Действующая Концепция предусматривает, среди прочего, приоритет в приближении украинских нормативных актов к соответствующим законодательным актам Европейского Союза, что будет способствовать созданию современной налоговой и таможенной систем.

Последствиями дальнейшей борьбы за необратимость европейского курса Украины стали долгожданное Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и конституционные изменения европейского будущего нашего государства.

Во время Героического сопротивления Украины московскому нашествию в июне 2022 года Украине предоставлен статус кандидата на вступление в ЕС. Вместе с этим остаются требования по дальнейшей адаптации таможенного законодательства, как было указано в Приложении XV к Главе 5 Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.

Европейской Комиссией одновременно отмечены результаты, достигнутые в таможенной сфере.

Так, отдельно выделены недавние изменения – создание законодательных и технических условий для присоединения к Конвенциям о процедуре совместного транзита и упрощения формальностей в торговле товарами, а также внедрение Программы уполномоченных экономических операторов.

Присоединение к транзитной системе ЕС (NCTS)

Считается, что транзитная система Европейского Сообщества появилась в 1968 г. после принятия Единого европейского таможенного тарифа. Тогда впервые были использованы символы Т1 для товаров, не относящихся к Сообществу, и Т2 для товаров Сообщества.

Система включает три отдельные процедуры транзита:

  • союзный транзит – используется для таможенных транзитных операций между государствами-членами ЕС (а также Андоррой и Сан-Марино) и, как правило, применяется к перемещению товаров, не относящихся к Европейскому Союзу, для которых применяются пошлины и другие сборы при импорте, а также относительно Союзных товаров, которые между пунктом отправления и пунктом назначения в ЕС должны проходить через территорию третьей страны. Правила союзного транзита определяются Таможенным кодексом ЕС.
  • совместный транзит – процедура совместного транзита, которая используется для перемещения товаров между государствами-членами ЕС (27 стран), странами ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария), Турцией (с 1 декабря 2012 г.), Республикой Северная Македония (с 1 июля). 2015 г.), Сербия (с 1 февраля 2016 г.) и Великобританией (с 1 января 2021 г.). Процедура основывается на Конвенции о процедуре совместного транзита от 20 мая 1987 г.

Процедура предусматривает обмен сообщениями в отдельной Компьютерной системе NCTS, между таможнями назначения и таможнями отправления.

NCTS заработала в 2000 году, когда свои программы совместного обмена данными запустили Испания, Италия, Германия и Швейцария.

  • транзит по процедуре МДП – позволяет перемещать товары под таможенным контролем через международные границы без уплаты пошлин и налогов, обычно уплачиваемых при импорте (или экспорте). Условием процедуры МДП является то, что перемещение груза должно включать в себя автомобильный транспорт.

Законодательным основанием использования процедуры МДП является TIR Конвенция (Конвенция о международной перевозке грузов с применением книги МДП от 1959 г., которая администрируется Европейской экономической комиссией ООН). Разработанная после Второй мировой войны, чтобы помочь возродить экономику послевоенной Европы, она действует для 77 стран-подписантов. Процедура МДП в основном используется со странами Восточной Европы, не входящими в ЕС, Турцией и частями Ближнего Востока. С момента формирования единого европейского рынка процедура МДП стала ненужной для перевозки товаров внутри ЕС.

В настоящее время действуют особенности применения процедуры МДП, отличающие ее от процедуры Совместного транзита. Это, в частности, лимит по сумме гарантий на одну книгу МДП, которая должна составлять 100 000 евро. Каждый раз, когда пошлины и другие сборы превышают максимальную сумму, которую покрывает каждая книга МДП (100 000 евро) по сделке МДП, таможня отправления позволяет торговцам покрывать операцию МДП, предъявив две или более книг МДП. С увеличением суммы гарантии МДП с 60000 евро до 100000 евро уменьшается вероятность того, что суммы гарантии МДП (книги МДП) будет недостаточно для покрытия потенциальных таможенных пошлин.

С 1 января 2009 г. на территории Европейского Сообщества все операции транзита на условиях Конвенции МДП (TIR) ​​в обязательном порядке осуществляются с использованием европейской таможенной информационной системы NCTS.

Украина также является членом TIR Конвенции и использует ее.

Вместе с тем, Украина в Соглашении об ассоциации с ЕС взяла на себя обязательство по присоединению к Конвенции о процедуре совместного транзита.

Согласно положениям, изложенным в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, это приведет к согласованию в сфере таможенного транзита.

В 2019 году принят закон Украины О режиме совместного транзита и внедрения национальной электронной транзитной системы, который позволяет предприятиям использовать единую таможенную декларацию и единую гарантию для перемещения товаров от страны-отправления в страну-назначение без задержек и с использованием Электронной транзитной системы Европейского Союза ( NCTS).

С марта 2021 г. европейская таможенная информационная система NCTS применяется в Украине в режиме тестирования.

15 июля 2022 года Европейская Комиссия представила проект предложения ЕС по приглашению Украины присоединиться к настоящей Конвенции.

По мнению Комиссии, Украина отвечает всем необходимым критериям присоединения к Конвенции, включая правовые, структурные и ИТ-требования.

В этом году ожидается решение Совместного комитета EU-CTC о приглашении Украины присоединиться к Конвенции.

Главная цель – содействовать торговле между Украиной, Европейским Союзом и другими странами совместного транзита. Как ожидается, эти приглашения должны привести к существенным и ощутимым преимуществам для трейдеров и таможенных администраций путем упрощения транзитных и таможенных формальностей, снижения издержек, облегчения товародвижения и возможного увеличения торговли.

В 2022 году ожидается разработка украинского национального программного обеспечения для присоединения к новому поколению NCTS – Phase 5, которое планируется внедрить во всех странах ЕС до конца 2023 года.

Запуск программы Авторизованных экономических операторов (АЭО).

Институт АЭО впервые описан Всемирной таможенной организацией в 2005 году в рамках Стандартов безопасности и содействия глобальной торговле (SAFE Framework).

Юридическая основа для внедрения АЭО в Европейском Союзе появилась в 2008 году путем внесения соответствующих поправок в Таможенный кодекс ЕС.

АЭО было определено как участника международной цепи поставок товаров, функции и полномочия которого определяют национальные таможенные администрации. К АЭО могут относиться производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, порты, аэропорты, операторы терминалов, склады, дистрибьюторы и экспедиторы.

Программы AEO стали ведущими в партнерстве между таможней и бизнесом. Она предусматривает возможность таможенным службам разделить свои обязанности по безопасности с частным сектором, в то же время предоставляя им ряд дополнительных преимуществ. Программы предусматривают такие стимулы, как снижение уровня контроля, упрощенные процедуры, периодическая отчетность, отсрочка платежа и репутационные преимущества и т.д.

В том же 2005 году Украина выразила намерение ввести Рамочные стандарты ВТО для обеспечения безопасности и содействия глобальной торговле.

Впервые в национальном законодательстве Украины институт АЭО появился в Таможенном кодексе 2012 года. В первичной редакции он назывался Уполномоченным экономическим оператором. Фактически до 2019 года эти правовые нормы не работали.

В дальнейшем из-за принятия законодательных изменений институт сменил название на Авторизованные экономические операторы и только в марте 2021 года первое (и сейчас единственное) предприятие в Украине получило статус АЭО.

Последние масштабные изменения в 2022 году ожидают своего утверждения Президентом Украины.

Как и в Таможенном кодексе ЕС, национальное законодательство Украины предусматривает два типа авторизации: а) о предоставлении права на применение специальных упрощений и б) о подтверждении безопасности и надежности. Каждый тип авторизации предлагает разные виды преимуществ.

Также, аналогичные европейским нормам, таможенное законодательство Украины для предоставления авторизации АЭО применяет следующие критерии;

1) соблюдение требований таможенного и налогового законодательства Украины, а также отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности;

2) надлежащая система ведения бухгалтерского учета, коммерческой и транспортной документации;

3) устойчивое финансовое состояние;

4) обеспечение практических стандартов компетенции или профессиональной квалификации ответственного должностного лица предприятия;

5) соблюдение стандартов безопасности и надежности.

Одним из главных элементов эффективности правовой конструкции АЭО является положение о таможенном аудите. Срок таможенного аудита включает различные типы таможенного контроля или оценки, которые осуществляются таможней для обеспечения соблюдения субъектами хозяйствования законодательства и требований в сферах, связанных с таможенным делом. Аудит включает предварительный аудит, аудит после очистки и повторную оценку.

До 2019 года украинское национальное законодательство не имело таких правовых норм. Они появились вместе с изменениями в полноценном функционировании института АЭО.

Последние изменения коснулись также новых для национального законодательства механизма использования права быть услышанным при рассмотрении таможенными органами заявлений предприятий и введения процедуры конечного использования в пределах таможенного режима Импорта (возможности выпуска в свободное обращение на таможенной территории Украины иностранных товаров по сниженным ставкам ввозной пошлины, установленным Таможенным тарифом Украины).

Право быть услышанным как фундаментальный принцип имеет всеобщее применение в законодательстве Европейского Союза. Впервые был применен Европейским Судом Справедливости (ЕС) с 1963 года по его решению от 4 июля 1963 года. Суд справедливости считал право быть услышанным общим принципом права и что органы Сообщества, прежде чем применить неблагоприятное решение к любому лицу, должны позволить этим лицам предоставить защиту выдвинутых против них обвинений. Суд также рассмотрел право быть услышанным как принцип, признанный административным законодательством всех государств-членов.

В более общем плане право быть услышанным защищает правильное применение таможенных правил и процедур и связано с правом на защиту, которое также является основным правом в правовой системе ЕС.

В таможенном законодательстве Европейского Союза напоминание об этом фундаментальном праве содержится в Регламенте No 952/2013, где непосредственно указывается на необходимость «кроме права обжалования любого решения, принятого таможенными органами, предусмотреть право каждого лица быть заслушанным до принятия любого решения, которое негативно повлияет на нее или на нее».

Среди прочего это право предусматривает обязательную ссылку на документы и информацию, на которых таможенные органы намерены основывать свое решение, а также ссылку на право заинтересованного лица иметь к ним доступ.

В последних изменениях в Таможенный кодекс Украины появилась отдельная статья, касающаяся этого права. Ею вводится дефиниция «неблагоприятного решения» – такого, что может оказать неблагоприятное влияние на права заинтересованного лица.

Это касается не всех решений таможенного органа, а лишь отдельных: о внесении изменений в Решения, об остановке Решения, об отмене или аннулировании Решения, об отказе в предоставлении Решения, об отказе в завершении процедуры окончательного использования.

Намереваясь принять такое решение, таможенные органы обязаны будут направить заинтересованному лицу соответствующее уведомление. Это лицо в положенный срок сможет обратиться в таможенный орган с представлением письменных возражений и дополнительных документов или сведений.

Следовательно, последние изменения доказывают, что Украина постоянно приближается к своей цели – стать равноправным членом Европейского Сообщества.

Стремление к Европейскому Союзу стало для украинцев основным мотивом демократических перемен после провозглашения независимости.

Защита своей независимости в бою только укрепила всех в правильности выбранного вектора.

Специально для Юрист и Закон

Олег Щербак

Автор: Олег Щербак

адвокат, эксперт по таможенному делу Delta International Law