fbpx

ТОП 5 событий за 2021 год

1. В марте 2021 года полноценно заработал механизм авторизованного экономического оператора – был выдан первый сертификат АЭО. Запуск этого механизма – это подтверждение выполнения договоренностей Украины и Европейского Союза по поводу трансформации таможенного законодательства. Украина стала неотъемлемой частью мировой программы АЭО, участниками которой более 80 стран.
Сейчас в Украине действует только один АЭО, и эта система еще до конца не развита. Вместе с тем нормативная база продолжает обновляться и большинство участников готовятся к истечению переходного срока в три года, который истекает 7.11.2022. После этой даты, как ожидается, станет более доступной процедура регистрации АЭО, а система полноценно начнет работать.


2.Логичным продолжением внедрения механизма АЭО стало принятие в сентябре 2019 года закона Украины «О режиме общего транзита и внедрении национальной электронной транзитной системы». Его целью является имплементация в национальное законодательство положений Конвенции о процедуре совместного транзита в соответствии с обязательствами, взятыми в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Эта система позволяет в условиях реального времени обеспечить обмен информацией обо всех этапах таможенного оформления со всеми участниками Конвенции, а именно обмен информацией о транзитных грузовых перевозках с 35 странами-участниками. Эти договоренности, среди прочего, предполагают применение единой таможенной декларации (T1UA) и единой финансовой гарантии в рамках осуществления транзитных перевозок.
Реализация положений Конвенции подразумевает использование специального программного обеспечения NCTS.

В Украине проходит оценочная миссия с ЕС, по результатам которой наша страна должна быть официально приглашена стать участником Конвенции, с возможностью ее ратификации. Между тем в Украине уже утверждены и действуют финансовые гаранты NCTS, а отдельные компании используют единую таможенную декларацию T1UA во внешней торговле со странами ЕС.


3. В ноябре 2021 года был принят еще один важный закон «О мультимодальных перевозках». Опять же этот закон – реализация обязательств Украины перед ЕС относительно приведения украинского законодательства к европейским требованиям. Закон вступил в силу 19 декабря 2021 года.
Закон вводит несколько важных понятий: мультимодальной и комбинированной перевозки грузов, мультимодального терминала, документа мультимодальной перевозки, оператора и заказчика мультимодальной перевозки, закон определяет договор мультимодальной перевозки, устанавливает его существенные условия.

Действие этого закона имеет экологическую составляющую, поскольку закон стимулирует создание на границе Украины мультимодальных терминалов и использование по территории Украины для перевозок в основном железнодорожного транспорта, менее загрязняющего. Украина учитывает будущие планы ЕС перевести на железнодорожные перевозки подавляющее большинство грузов от общего объема. Закон также может стать ключом к решению проблем с получением перевозчиками в странах ЕС разрешений на автомобильную грузоперевозку.


4. В октябре 2021 вступили в силу важные изменения в законодательство об индустриальных парках. Эти изменения, как ожидается, должны открыть путь к развитию индустриальных парков в Украине.
С этим законом связаны законопроекты, которые были проголосованы 16 декабря 2021 г. за основу и непосредственно касаются реализации основных положений нововведений.

Так, законопроектами предлагается освободить от налогообложения таможенными платежами (пошлиной, налогом на добавленную стоимость) новое оборудование (оборудование), ввозимое на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта участниками индустриальных парков исключительно для собственного использования для осуществления ими деятельности в сферах перерабатывающей промышленности или научно-исследовательской деятельности на территории (в пределах) индустриального парка (без права предоставления в аренду, лизинг или передачу в пользование третьим лицам). Предлагается также в течение десяти лет освободить от уплаты налога на прибыль участников индустриальных парков по их желанию и заявлению и при условии выполнения ряда установленных законопроектом условий (осуществлять деятельность исключительно на территории и внутри индустриального парка, а также не начислять и не выплачивать дивиденды в пользу владельца корпоративных прав). По законопроектам также предлагается предоставить права органам местного самоуправления на установление льготных ставок налога на недвижимость и платы за землю.

Фактическая реализация положений новых изменений в законодательство об индустриальных парках – в законе Украины О государственном бюджете Украины на 2022 год заложено 400 млн грн субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на стимулирование развития индустриальных парков. Это первые суммы, которые должны быть выделены из государственного бюджета Украины в течение четырех лет и общий размер которых составляет 20 млрд гривен.


5. В 2021 году была официально обнародована на ресурсе Всемирной торговой организации новая редакция Гармонизированной системы 2022 года. С 1 января 2022 года она вступит в силу. Эти изменения установлены правилами Всемирной таможенной организации каждые пять лет обновления системы, с учетом изменений в хозяйственной жизни мира.
Гармонизированная система 2022 содержит несколько значительных правок, касающихся сельскохозяйственного, химического, текстильного секторов, деревообрабатывающей отрасли, машиностроения и другие.

В новой редакции впервые включены электрические и электронные отходы, чтобы помочь странам в их обращении в соответствии с Базельской конвенцией.

В Гармонизированной системе впервые появляются продукты на основе никотина и беспилотные летательные аппараты; смартфоны получают свои собственные подразделения.

Были добавлены новые подзаголовки для различных товаров двойного назначения, таких как радиоактивные материалы, шкафы биологической безопасности и детали, необходимые для изготовления самодельных взрывных устройств и многое другое.

К сожалению, Украина отстает от скорости мировых перемен. Действующая редакция закона «О таможенном тарифе Украины» построена на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 2017 года (ГС-2017). Поэтому ожидаем скорейшего приведения нашего законодательства к мировым требованиям.

Олег Щербак

Автор: Олег Щербак, 

адвокат, эксперт по таможенному делу