fbpx

Таможенный безвиз

29.09.2022

С синхронной ратификации 16.09.2014 Верховной Радой Украины и Европейским Парламентом «Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны», Украина получила как возможность интеграции в ЕС , так и обязанность по имплементации своего национального законодательства в законодательство Европейского Союза.

Одним из наиболее важных и значительных по объему таможенное законодательство. А в таможенном законодательстве одним из наиболее масштабных проектов является присоединение к Конвенции о процедуре совместного транзита и Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами. Это позволяет Украине присоединиться к международному применению электронной транзитной системы NCTS – new computerized transit system и внедрить европейские практики в осуществлении таможенного дела в Украине.

На сегодняшний день Конвенция о процедуре совместного транзита объединяет 35 договорных сторон, которые ввели единые правила декларирования и контроля за транзитными перемещениями товаров с использованием совместного ИТ-продукта (NCTS). Страны-подписанты Конвенции: 27 стран ЕС, 4 страны ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария) и 4 других страны (Великобритания, Турция, Северная Македония и Сербия).

Именно этому вопросу посвящены принятые в августе 2022 года законы Украины:

Закон Украины от 15.08.2022 № 2510 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины по отдельным вопросам имплементации главы 5 раздела IV Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, другой стороны»;

Закон Украины от 30.08.2022 № 2554 «О присоединении Украины к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами»;

Закон Украины от 30.08.2022 № 2555 «О присоединении Украины к Конвенции о процедуре совместного транзита» (далее – Конвенция).

С 17.03.2021 г. проходит этап национального применения режима совместного транзита и NCTS, в течение которого субъекты внешнеэкономической деятельности имеют возможность помещать товар в режим транзита с использованием NCTS (представление таможни таможенной декларации типа Т1).

Итак, с 01.10.2022 Украина становится 36 страной, которая будет применять NCTS при транзитных перемещениях с главными экономическими партнерами из Европы.

NCTS позволяет наладить обмен информацией обо всех этапах таможенного оформления товаров с использованием электронных сообщений в режиме реального времени и повысить эффективность применения механизма анализа рисков.

Начав использование системы NCTS на международном уровне, таможенная служба получит возможность:

  1. Ввести обмен таможенной информацией о транзитных грузах с 35 странами в режиме реального времени.
  2. Использовать единую таможенную декларацию и единую финансовую гарантию для перемещения товаров от страны отправления в страну назначения, являющихся договорными сторонами Конвенции.
  3. Получать достоверную информацию о транзитных перемещениях товаров, следующих в Украину, от таможенных органов стран-участниц Конвенции до момента ввоза этих товаров на таможенную территорию Украины.
  4. Ввести специальные транзитные упрощения (общая финансовая гарантия, освобождение от гарантии, авторизованный грузоотправитель/грузополучатель, самостоятельное наложение пломб).

Но субъекты внешнеэкономической деятельности на первом этапе использования NCTS столкнутся с большим уровнем контроля со стороны таможни и с большей зарегулированностью транзитных перемещений товара в режиме экспорта или транзита. Это связано с достаточно либеральной процедурой контроля доставки товара, действующей в Украине. Однако попытка стать частью Европейского Союза побуждает к преодолению определенных осложнений. Главным принципом европейского наблюдения за транзитными перемещениями есть контроль и доверие. То есть установлен начальный высокий уровень таможенного контроля, но в то же время и существенно его снижение для компаний, которые получили определенные упрощения и преимущества (соответствие установленным критериям).

Как это работает?

По общему правилу экспорт товара происходит с предъявлением товара таможне экспорта, пломбированием транспортного средства таможней и предоставлением таможни соответствующей финансовой гарантии на сумму таможенных платежей, которая должна быть уплачена с этих товаров, если бы эти товары импортировались, без учета каких-либо увольнений при уплате налогов. Доставка товара в стране импорта, со своей стороны, сопровождается требованием доставки товара в определенное таможенным органом место, декларирование товара в установленный срок.

Однако при подтверждении предприятием соответствия установленным критериям снижаются требования со стороны таможенного органа.

Следовательно, именно статус авторизованного экономического оператора или авторизация на упрощение предоставляют субъекту ВЭД возможность упростить процедуры таможенного контроля при применении процедуры совместного транзита.

Авторизированный экономический оператор (АЭО) – это предприятие-резидент, выполняющее любую роль в международной цепи поставок товаров (производитель, экспортер, импортер, таможенный представитель, перевозчик, экспедитор, держатель склада) и получило авторизацию в соответствии с Таможенным кодексом Украины. То есть АЭО – это особый статус, который свидетельствует о высоком уровне доверия к субъекту хозяйствования и придает ему существенные упрощения при осуществлении таможенных формальностей.

В зависимости от роли в международной цепи поставок товаров предприятие самостоятельно выбирает один из двух типов авторизации или может выбрать одновременно авторизацию обоих типов:

1) о предоставлении права на применение упрощений (далее – АЭО-С);

2) о подтверждении безопасности и надежности (далее – АЭО-Б).

Конвенция о процедуре совместного транзита предусматривает приведенные 5 критериев, соответствие которым дает право получить авторизацию АЭО или необходимое упрощение (далее – критерии АЭО):

1) соблюдение требований таможенного и налогового законодательства Украины, а также отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности;

2) надлежащая система ведения бухгалтерского учета, коммерческой и транспортной документации;

3) устойчивое финансовое состояние;

4) обеспечение практических стандартов компетенции или профессиональной квалификации ответственного должностного лица предприятия;

5) соблюдение стандартов безопасности и надежности.

Таким образом, украинские субъекты ВЭД только после получения необходимых упрощений смогут ощутить все преимущества применения системы NCTS – быстро, просто, доступно.

Какие это упрощения?

АЭО и другие предприятия имеют право применять следующие упрощения:

1) общая гарантия;

2) общая гарантия с уменьшением размера обеспечения базовой суммы на 50 процентов;

3) общая гарантия с уменьшением размера обеспечения базовой суммы на 70 процентов;

4) освобождение от гарантии;

5) самостоятельное наложение пломб специального типа;

6) процедура упрощенного декларирования;

7) процедура выпуска по местонахождению.

На каждое из указанных упрощений предприятие должно получить отдельную авторизацию.

Наиболее важным для каждого экспортера является получение упрощения использования общей декларации, а еще лучше – общей декларации с уменьшением размера обеспечения или освобождения от гарантии. Это упрощение позволяет осуществлять экспортные операции без бронирования у таможни «живых» средств, но с предоставлением гарантии, выданной гарантом или вообще без гарантии. Согласно статье 316 Таможенного кодекса Украины, гарантом могут быть банки; страховщики, кроме страховщиков, осуществляющих страхование жизни; финансовые компании, имеющие право на осуществление деятельности по предоставлению гарантий.

Как отмечалось выше, процедура таможенного контроля согласно Конвенции предусматривает обязательное пломбирование транспортного средства при осуществлении транзитного перемещения, наличие у субъекта ВЭД соответствующего упрощения «самостоятельное наложение пломб специального типа», дает ему возможность снизить расходы по доставке товара на таможню в зону. таможенного контроля для осуществления таможенного досмотра товара и наложения таможенной пломбы.

Процедура упрощенного декларирования предусматривает выпуск товара в заявленный таможенный режим товаров в упрощенном порядке (с указанием в таможенной декларации меньшего объема сведений о товаре и внешнеэкономической операции), но в течение 15 или 30 дней необходимо представить дополнительную таможенную декларацию, содержащую полные и точные сведения о товаре . Такая процедура значительно уменьшает время попадания импортируемого товара в производство или продажу.

Процедура выпуска по местонахождению является высшим уровнем доверия таможенного органа к субъекту ВЭД, устанавливающей право предприятию доставлять товар сразу в определенное авторизацией место (например, склад, производственная площадка). При этом авторизация предоставляется на каждый объект отдельно с указанием перечня товаров, по которым разрешается.

Ложка «дегтя»

С учетом почти 25-летия действия Конвенции о процедуре совместного транзита большинство субъектов хозяйствования стран-участниц Конвенции уже имеют необходимые им упрощение или авторизацию, европейские гаранты имеют колоссальный опыт, а также достаточно низкие комиссии по предоставлению гарантии, что в совокупности способствует достаточно умеренным расходам экспортеров для выполнения требований Конвенции. Однако украинские субъекты ВЭД столкнутся с более дорогими предложениями украинских гарантов. Потому гарантия предоставляется в евро, а расчет за услугу гарантии и ответственность за ее нарушение будут происходить в гривне. Следовательно, в стоимость гарантии будет заложена и инфляция, и изменение курса, и более рискованная бизнес-среда.

Несмотря на то, что для адаптации украинского бизнеса к новым реалиям нужно время, это безусловно прогрессивный шаг Украины как будущего члена Европейского сообщества к единому таможенному пространству. Международное применение NCTS поощряет бизнес к детенизации торговых операций и честному отражению прибыли, создает большее доверие к нам европейских партнеров. Фактически это один из наиболее глобальных примеров применения европейского законодательства в украинском правовом поле.

Специально для Юридической Газеты

Herman Taslitskyi

Автор: Герман Таслицкий

адвокат, управляющий партнер Delta International Services