Таможня и вечное кандидатство Украины в ЕС
23.02.2023
Руководство в таможне меняется регулярно, но на качество работы это кардинально не влияет. На недавнем экспертном обсуждении «Вокса» «Реформы к победе» реформу таможни называли среди наиболее приоритетных. О том, почему о ней до сих пор больше разговоров, чем действий и почему просто смены руководства вряд ли дадут нужный эффект, мы поговорили в новом выпуске подкаста «Что с экономикой». Ведущие – Юля Минчева, «Вокс Украина» и Юрий Гайдай из Центра экономической стратегии.
Гость выпуска – Роберт Зелди, юрист, партнер адвокатского объединения Delta International Law, адвокат, эксперт по таможенному делу.
В 2019-2020 годах Роберт Зелди был заместителем председателя Государственной таможенной службы Украины Максима Нефедова. Его вместе с командой правительство уволило в апреле 2020 года. Вспоминая этот опыт, Зелди замечает, что «менять руководителей таможни – это как менять водителей не едущего авто: система, привыкшая работать определенным образом, всегда так будет работать». Тогда их подход к реформированию таможни сводился к классическому подходу трансформации по трем направлениям: люди, процессы, технологии. Этот план актуален до сих пор. По мнению гостя подкаста, нет другого варианта реформировать столь сложную структуру, как постепенно внедрять лучшие практики в разных сферах. По первому направлению успели ввести контракты о прохождении государственной службы. Такой подход позволяет формировать заработную плату иначе без привязки к тарифной сетке, уволить или вознаградить работника по результатам работы. Следующим этапом должна быть аттестация работников таможни.
Что касается технологий, речь не только об автоматизации (абсолютное большинство таможенных декларации уже есть в электронном виде), это также буквально лучшие сканеры, технологические инструменты, максимально исключающие человека из процессов обработки информации. Определенная процедура автоматизированного оформления грузов оценивает декларацию, и в случае отсутствия замечаний никто не вручается в этот процесс, товар растаможен автоматически и можно двигаться дальше. При других сценариях система выявляет риск, случай направляют к живому человеку на оценку или таможенник самостоятельно решает проверить партию. В отдельных европейских странах применяется подобная методика, а количество проверяемых живым человеком деклараций – не более 5 процентов от общего объема.
Особенностью таможни является специфическое дублирование функции защиты границы, рынка в разрезе трансграничной перевозки товаров. Потому не избежать и правоохранительных функций органа. Следует понимать, что нелегальный ввоз определенных вещей – это явление большего масштаба, чем просто импорт каких-то бытовых товаров бусиками без пошлины. За масштабным нелегальным ввозом товаров стоит преимущественно организованная преступная группировка с распределением функций, коррумпированными чиновниками разных саблей и разных служб – ведь на границе работают не только таможенники. К тому же прибыль от сбыта нелегальных товаров нужно как-то легализовать. Часто это происходит из-за нелегального вывоза сигарет в ЕС – таким образом канал и метод работы с таможней используется в обе стороны.
Когда говорят о скорой евроинтеграции в этой сфере, на практике речь идет о достаточно нишевой истории, доступной достаточно ограниченному кругу экономических агентов. Это режим совместного транзита (NCTS), позволяющий обмениваться таможенными декларациями в специфических случаях с европейскими таможнями и статус авторизованного экономического оператора. Широк вопрос, можем ли мы войти в ЕС с такой таможней, которая есть сейчас. По мнению Роберта Зелди, ответ очевиден – нет.
Евросоюз – это единая таможенная территория, в контексте товародвижения существует только внешняя граница целого союза. С этой перспективы роль Украины определяющая, потому что наши внешние границы становятся границами ЕС, к тому же еще и с враждебными Беларусью и РФ. Нужно активнее работать над внедрением европейских стандартов и практик на таможне, чтобы она не стала тем камнем, который будет тянуть Украину в болото вечного кандидатства.
Полный разговор слушать по ссылке
Автор: Роберт Зелди
эксперт по таможенным вопросам, партнер АО Delta International Services