fbpx

Европейская таможня: преимущества, которыми в Украине не пользуются

Украина хорошо известна вызовам для ведения бизнеса. Уже много лет идет модернизация таможенных органов. Да, после внедрения электронного таможенного декларирования и системы «единого окна» Украина уже ощутила положительные изменения в таможенных процедурах, сроках оформления и противодействия коррупции. Также в стране и дальше воплощают евроинтеграционные решения, например, программу авторизованных экономических операторов (AEO), которая уже революционизировала таможенные операции в других странах. Но у нас почему-то на четвертый год действия программы насчитывается две компании — ее участницы.

Белая ворона?

Вот так загадка: за три полных года только две компании приобрели в Украине статус AEO. Одна — крупный транснациональный производитель, работающий в сотнях юрисдикций во всем мире, а другая, утвержденная всего несколько недель назад, является одной из крупнейших отечественных сетей супермаркетов.

Ситуация в Украине существенно отличается от ситуации в других странах, где программы авторизованных экономических операторов оказались более успешными. Например, за первый год этой программы в ЕС 512 предприятий получили соответствующие сертификаты, а за три года их количество выросло до более чем 11 тысяч. В Польше за первые три года было выдано более 250 сертификатов. По данным на 2020 год, европейские АЭО занимали долю 74 и 83% общего объема импорта и экспорта ЕС соответственно.

Однозначно, количество АЭО в Украине не отвечает никаким трезвым ожиданиям. Что тут не так?

Во-первых, строгие критерии (или их слишком строгое толкование) могут отпугивать потенциальные компании, особенно малые и средние предприятия (МСП), от подачи заявки из-за опасений не отвечать требованиям. Это ощущается на примере Албании, где программа AEO не дала ожидаемых результатов из-за слишком строгих критериев, несмотря на принятие необходимого законодательного и регулятивного обеспечения ЕС. Украина для сравнения также фактически приняла кальку по европейскому законодательству, однако в то же время значительно расширила содержание его норм, фактически включив в Таможенный кодекс исполнительные нормы.

Во-вторых, отсутствие существенных и значимых льгот с большой вероятностью демотивирует предприятия обращаться за статусом АЭО. Так, по приблизительным оценкам стоимость приведения процедур на предприятии к стандарту, достаточному для прохождения оценки АЭО, колеблется в пределах эквивалента 10–20 тыс. дол. США (в основном это сопровождение консультантов).

В то же время, стоит отметить, что программа AEO ЕС стартовала с несколько иной позиции, чем в Украине. Европейский таможенный кодекс на момент запуска программы АЭО уже содержал целый ряд упрощений в таможенных процедурах и соответствующие процедуры авторизации, широко используемые компаниями в ЕС. Когда принятые изменения в таможенное законодательство ЕС передали эти упрощения под зонтик АЭО, таможенные администрации и компании уже были знакомы с процессами авторизаций и упрощений. Однако в случае Украины ни таможня, ни предприятия не имели особого опыта применения и эксплуатации таких упрощений.

Отдельные очереди и признание статуса

Но без ощутимых стимулов для бизнеса программа вряд ли добьется успеха. Например, несмотря на результаты, достигнутые программой АЭО в Европе, лишь 60% европейских АЭ-операторов сообщили об уменьшении физического и документального контроля благодаря их статусу АЭО и только 49% заявили, что получили предварительные уведомления, когда они были выбраны для контрольных процедур.

Исследование, проведенное в Словении, выявило, что при пересечении границы с использованием одноканальной системы очереди не удалось отделить или различить трафик AEO и не-AEO — а это сводит на нет преимущества такого упрощения, как первоочередное пересечение границы для AEO. По аналогии непонятно, есть ли в любом пункте пропуска в Украине отдельные очереди для АЭО.

Еще одним значительным стимулом для украинских АЭ-операторов было бы их признание в ЕС. Например, у ЕС есть соглашения о взаимном признании статуса АЭО с США, Канадой, Японией, Китаем, а с ноября 2022 года — даже с Молдовой.

Если Украина заключит соглашения о взаимном признании статуса АЭО с другими странами, это откроет возможность отечественным АЭО использовать преимущества своего статуса и за рубежом, уменьшая бюрократические процедуры на таможнях.

Между тем Минфин 2020 года прогнозировал, что введение программы в Украине и достижение договоренностей о взаимном признании статуса AEO будет способствовать выходу украинского бизнеса на международные рынки, включению в цепочки поставок на рынках ЕС и потенциально 56 других стран. Однако за три года реализации программы этого добиться не удалось.

Наконец, на результаты программы могло повлиять отсутствие четкой коммуникационной и информационной стратегии. К сожалению, нерегулярных усилий для информирования бизнеса через личные встречи, вебинары и видеоконференции с крупными бизнес-ассоциациями недостаточно в стране, где большинство предприятий не входит в такие ассоциации, нужен более систематический и стратегический подход.

Как заинтересовать бизнес

Важно отметить, что, несмотря на то, что украинскую таможню часто критикуют за неэффективность, непрозрачность и забюрократизированность, в этом случае отсутствие результатов не является ее виной. Изначально эту программу разрабатывало и продвигало Министерство финансов.

В любом случае для успешного внедрения европейской программы АЭО хотя бы в перспективе ближайших лет должностным лицам правительства стоило бы:

1) принять сбалансированный подход к критериям участия в программе АЭО с учетом природы и структуры предпринимательства в Украине;

2) создать структуру льгот, которая заинтересует бизнес: прежде чем программа AEO сможет эффективно заработать, преимущества получения статуса АЭО в этой структуре должны быть четко очерчены и эффективно доведены до сведения потенциальных заявителей;

3) согласовать программу АЭО с имеющимися программами управления рисками, чтобы обеспечить совместимость и действительно дать надежным, с точки зрения таможни, предприятиям обратную связь в виде меньшего количества проверок, запросов и т.п., а также задержек их грузов;

4) разработать четкую стратегию коммуникации и охвата для программы. Эта стратегия должна включать систематическую и всеобъемлющую работу по информированию бизнеса на всех уровнях о преимуществах программы и процессе получения статуса АЭ-оператора;

5) в дальнейшем учиться у других стран с успешными программами AEO, даже если это означает конструктивную дискуссию с советниками ЕС, поскольку, как видно из отчета Европейской счетной палаты за 2023 год, даже в ЕС программа AEO все еще развивается и не лишена недостатков.

В целом и правительству, и Гостаможслужбе следует помнить, что программа АЭО на самом деле не об авторизации и упрощении, а об выделении бизнес-среды надежных компаний, которым может доверять не только украинская таможня, но и ее иностранные партнеры.

Соответственно, упрощаются задачи самой таможни. Она сможет сосредоточиться на менее «надежных» бизнесах и будет иметь ресурс для целенаправленного изучения их деятельности, прекращая, где нужно, злоупотребления. То есть от увеличения количества АЭО выиграют все: таможня должна «строго присматривать» за меньшим количеством компаний, а у бизнеса уменьшатся затраты, количество потерянных нервных клеток, в то же время возрастут операционные показатели.

Специально для Зеркало недели

Robert Zeldi

Автор: Роберт Зелди

эксперт по таможенным вопросам, партнер АО Delta International Services