fbpx

Адаптация таможенного законодательства Украины к ЕС

Несколько дней назад Верховная Рада проголосовала в первом чтении за проект Закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины по вопросам выполнения Главы 5 Раздела IV Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами -членами, с другой стороны» № 7420, который можно назвать «малым» Таможенным Кодексом Украины за его фундаментальные изменения в действующее таможенное законодательство и большое количество новых для таможенного законодательства новелл.

Наша страна стремится к приближению таможенного законодательства Украины к таможенному законодательству ЕС, внедрению европейских практик в осуществлении таможенного дела в Украине, подготовке национального законодательства к выполнению организационных процедур для присоединения Украины к Конвенции о процедуре совместного транзита от 20.05.1987 и участия нашей страны в Новой компе транзитной системе (NCTS), используемой договорными сторонами Конвенции, а также к содействию эффективной защите прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Следовательно, этот законопроект прежде всего направлен на урегулирование вопросов авторизованного экономического оператора (АЭО) и применение процедуры совместного транзита (ПСТ или NCTS). Этим вопросам посвящено большее количество предложенных новаций.

Особенностью законопроекта является то, что он практически не имеет отсылочных норм на подзаконные нормативно-правовые акты, то есть все предложенные нормы Таможенного кодекса являются нормами прямого действия.

В то же время кроме вопросов АЭО и ПСО в законопроекте предложены полностью обновленная Глава 4 Таможенного кодекса Украины «Обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и других работников и порядок рассмотрения обращений таможенными органами» и фундаментальные изменения к Главе 3 ТКУ «Информирование, консультирование и предварительные решения по таможенному делу».

Именно на указанных новациях более подробно сосредоточимся в этой статье.

Изменения, предусмотренные Главой 3 ТКУ «Решение таможенных органов. Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела»

Статья 19 ТКУ изложена в новой редакции, где закреплено определение понятия «решения таможенного органа» и устанавливается, что такое решение принимается безвозмездно и действует на всей территории Украины бессрочно. Указанные решения могут быть обжалованы в соответствии с Главой 4 ТКУ (об этом подробно пойдет речь дальше).

Статьей 19-1 устанавливается форма решений таможенного органа. Такие решения принимаются в письменном виде в бумажной или в электронной форме. Решения в бумажной форме оформляются посредством приказа, распоряжения, сообщения, письма, авторизации, разрешения или другой форме, предусмотренной законодательством. Решения в электронной форме оформляются как отдельный электронный документ или путем внесения сведений о принятом решении в соответствующие информационно-телекоммуникации.

Способами оформления решения являются:

  • внесение или оформление соответствующей отметки, записи с указанием даты, фамилии, собственного имени и подписи (в том числе электронной подписи) должностного лица таможенного органа;
  • наложение соответствующего таможенного довольствия;
  • предоставление устного разрешения таможенного органа на совершение определенных действий;
  • письменная фиксация принятого решения другим способом, не запрещенным законом;
  • по принципу молчаливого согласия в случаях, определенных законодательством Украины по таможенному делу.

При этом решения таможенных органов, принимаемые в устной форме, для целей обжалования таких решений считаются действиями должностных лиц таможенных органов.

В статье 19-2 установлены виды решений таможенных органов и основания их принятия.

Решения таможенных органов принимаются:

  • по заявлению предприятия;
  • при исполнении таможенных формальностей;
  • по производствам по делам о нарушении таможенных правил;
  • при обжаловании решений таможенных органов;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Украины по таможенному делу.

По заявлению предприятия таможенные органы принимают:

  • решение по авторизациям АЭО;
  • решение об авторизации на применение упрощений;
  • решение о статусе гаранта;
  • решение о разрешениях на осуществление видов деятельности, определенных статьей 404 настоящего Кодекса;
  • решение об авторизации на применение процедуры конечного использования товаров;
  • решение об обязывающей информации;
  • другие решения, которые принимаются в соответствии с законодательством Украины по таможенному делу.

Решения таможенных органов могут быть следующих видов:

  • о рассмотрении заявления;
  • об отказе в рассмотрении заявления;
  • о продлении срока принятия решения;
  • о запросе документов и/или информации;
  • о предоставлении решения;
  • об отказе в предоставлении решения;
  • о внесении изменений в решение;
  • о пересмотре решения;
  • о приостановлении решения;
  • об оценке принятых мер;
  • о возобновлении решения;
  • об отмене решения;
  • об аннулировании решения;
  • об оставлении решения по-прежнему.

По результату принятого решения таможенный орган посылает предприятию в бумажной или электронной форме уведомления (с копией приказа) и вносит сведения о принятом решении в соответствующие информационные, телекоммуникационные, информационно-телекоммуникационные системы таможенных органов.

Статьей 19-3 регламентировано, какой именно таможенный орган уполномочен принимать то или иное решение.

В статье 19-5 Предварительное рассмотрение заявления предлагается установить четкие сроки предварительного рассмотрения заявления и документов, поданных для принятия решения таможенного органа. В зависимости от оснований, согласно которым таможенный орган должен принять решение, срок предварительного разбирательства колеблется от 10 до 30 дней. По результатам предварительного рассмотрения таможенный орган может принять одно из следующих решений: 1) о рассмотрении заявления – если таможенным органом установлено соблюдение условий, необходимых для принятия заявления к рассмотрению по существу; 2) об отказе в рассмотрении заявления – если таможенным органом установлено несоблюдение хотя бы одного из условий, необходимых для принятия заявления к рассмотрению по существу. То есть, только после принятия положительного решения по результату предварительного рассмотрения заявления таможенный орган начинает рассмотрение заявления по существу и выносит отдельное решение.

Согласно положениям законопроекта предлагается введение достаточно новаторской для украинского законодательства диспозиции – права быть услышанным (статья 19-1 законопроекта). Это означает, что, когда таможенный орган намерен принять решение, которое приведет к негативным юридическим последствиям для заинтересованного лица (неблагоприятное решение), такое лицо имеет право подать письменные возражения и соответствующие документы на их обоснование. Для использования права лица перед принятием неблагоприятного решения таможенные органы направляют заинтересованному лицу уведомление о намерении принять неблагоприятное решение, которое должно содержать основания, на которых таможенные органы намерены вынести свое решение, ссылаясь на соответствующие документы и информацию, подтверждающие возникновение таких оснований, срок, в течение которого заинтересованное лицо имеет право воспользоваться правом быть услышанным. Заинтересованное лицо имеет право в течение 30 дней со дня получения уведомления таможенного органа о намерении принять неблагоприятное решение подать письменные возражения и соответствующие документы на их обоснование.

Однако в статье 19-10 установлены определенные ограничения в применении права быть услышанными. В частности, это право не применяется, если реализация права быть услышанным создает угрозу причинения значительного вреда национальной безопасности, жизни и здоровью людей, окружающей среде, правам потребителей товаров; реализация права быть услышанным препятствовать расследованию правоохранительных органов в уголовном производстве; неблагоприятное решение, которое намерены принять таможенные органы, касается решения об обязывающей информации; предприятию отказано в принятии заявления к рассмотрению; при снятии предприятия с учета в таможенных органах; неблагоприятное решение принимается во исполнение решения суда и т.п.

Решение таможенного органа, за некоторыми исключениями, вступает в силу с даты его получения предприятием.

Также предусмотрены условия, по которым таможенный орган может принять решение о внесении изменений, пересмотре, остановке, отмене или аннулировании своего решения.

В законопроекте предложен новый взгляд на предыдущие решения таможенного органа. Статья 23 Таможенного кодекса полностью изложена в новой редакции, расширяющей и конкретизирующей применение такого механизма. Законодатель отказывается от понятия «предварительные решения» и предлагает ввести определение «решения об обязывающей информации». Такие решения принимаются по заявлению предприятия по классификации товаров и определению страны происхождения товаров. Решение об обязывающей информации обязательно для выполнения предприятием, по заявлению которого такое решение было принято, и любым таможенным органом. Срок действия решения об обязывающей информации составляет три года со дня его принятия. Решения об обязывающей информации не могут быть изменены или отменены таможенным органом по заявлению предприятия. Но такое решение может быть отменено, если оно не соответствует законодательству Украины по таможенному делу вследствие изменений в законодательстве; факты и условия, на основе которых было принято такое решение, изменились; решение принято с нарушением законодательства Украины по таможенному делу. Также решение об обязывающей информации по вопросам классификации товаров должно быть отменено в случае получения рекомендаций, объяснений и других решений, принимаемых Всемирной таможенной организацией по классификации товаров, в соответствии с которыми изменяется классификация товаров, о которых идет речь в принятом решении. Такие решения подлежат обнародованию.

Следует обратить внимание, что в отличие от действующего регулирования порядка принятия предыдущих решений, законопроект вводит возможность в сложных случаях классификации, определение страны происхождения товаров, проведение исследования (анализа, экспертизы) проб (образцов) таких товаров по предварительному согласию предприяти.

Изменения, предусмотренные Главой 4 ТКУ «Обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов»

В отличие от действующей редакции, в которой было указано, что форма, содержание, сроки представления, порядок и сроки рассмотрения жалоб определяются Законом Украины «Об обращениях граждан» и Таможенным кодексом Украины, предложенная редакция изменений устанавливает достаточно четкие требования к порядку обжалования именно Таможенным кодексом. . При этом отмечено, что при обжаловании гражданами решений, действий или бездействия таможенных органов положения Закона Украины «Об обращениях граждан» применяются в части, не противоречащей соответствующей главе Таможенного кодекса.

Следовательно, в законопроекте установлены как бумажная, так и электронная формы подачи жалобы и определено содержание жалобы. Также предоставлено право жалобщику добавить не существующие у него на момент подачи жалобы документы и/или информацию позже, но в пределах срока рассмотрения жалобы. Также предоставлено право жалобщику добавить документы и/или информацию, которых у него нет на момент подачи жалобы, позже, но в пределах срока рассмотрения жалобы.

Законопроектом устанавливается срок подачи жалобы в течение одного года со дня принятия решения таможенного органа, но не позднее 30 дней с даты получения лицом такого решения; со дня, когда лицу стало известно, что нарушены его права, свободы или интересы, созданы препятствия для их реализации или на него незаконно возложены обязанности; со дня истечения установленного законодательством срока для принятия таможенным органом соответствующего решения или совершения должностными лицами или другими работниками таможенного органа соответствующего действия.

В случае пропуска срока подачи жалобы такой срок может быть восстановлен, если таможенный орган, рассматривающий жалобу, признает причины такого пропуска уважительными.

Срок рассмотрения жалобы устанавливается 30 дней, но может быть продлен по решению таможенного органа не более чем на 20 дней.

По общему правилу обжалование решения не приостанавливает его действие, но по отдельному заявлению жалобщика обжалуемое решение может быть приостановлено полностью или частично в случае, если есть основания полагать, что обжалуемое решение не соответствует законодательству Украины по таможенному делу или что существует риск причинения значительного вреда соответствующему лицу. Но если в результате выполнения обжалуемого решения у лица, подавшего жалобу, возникает обязательство по уплате таможенных платежей, выполнение такого решения может быть остановлено при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с разделом Х Таможенного кодекса. Такое обеспечение должно предоставляться на сумму таможенных платежей, обязательства по уплате которых возникают в результате исполнения обжалуемого решения. По результатам рассмотрения жалобы обеспечение уплаты таможенных платежей возвращается (освобождается) или используется для возмещения суммы таможенных платежей, подлежащих уплате при таможенном оформлении.

Большое внимание уделено в законопроекте решению по результату рассмотрения жалобы. В отличие от действующей нормы Таможенного кодекса, согласно которой по результату рассмотрения жалобы таможенный орган высшего уровня предоставляет жалобщику непонятный по своему правовому статусу «ответ» на жалобу (чем хорошо пользуются таможенные органы, предоставляя в ответ только свое видение предмета обжалования, но не решая жалобу по существу), предусмотрено, что таможенный орган по результату рассмотрения жалобы должен принять одно из решений, которым: 1) полностью удовлетворяет жалобу; 2) частично удовлетворяет жалобу; 3) оставляет жалобу без удовлетворения. Но в зависимости от уровня таможенного органа, рассматривающего жалобу, по результату рассмотрения жалобы таможенный орган: 1) отменяет обжалуемое решение полностью или частично; или 2) отменяет обжалуемое решение и принимает новое решение (только на уровне таможни); или 3) отменяет обжалуемое решение и обязывает соответствующий таможенный орган принять новое решение в соответствии с законодательством; или 4) вносит изменения в обжалуемое решение; или 5) признает действия или факт бездействия соответствующего таможенного органа неправомерными и обязывает этот таможенный орган принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

Регламентируется структура решения, которое должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Удовлетворение жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов связано с выплатой денежных сумм. Их выплата производится за счет государственного бюджета органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств.

Подводя итог первичному анализу предложенных изменений в главы 3 и 4 Таможенного кодекса Украины, можно утверждать, что таможенным органам придется более ответственно относиться к своим полномочиям, а взаимоотношения между субъектами внешнеэкономической деятельности и таможенными органами станут более понятными и предсказуемыми.

P.S. Автор понимает, что в результате подготовки к голосованию Верховной Радой Украины законопроект может претерпеть значительные изменения.

Специально для Юридической газеты

Herman Taslitskyi

Автор: Герман Таслицкий

адвокат, управляющий партнер Delta International Services