Автор: Олег Щербак
Адвокат, АБ «Таслицкого Германа».

Верховная Рада решила проблему «блях» — слово за Президентом

Вчера 8 ноября 2018 Верховная Рада Украины приняла законы (проекты 8487 и 8488), которые вносят определенные изменения в таможенное и налоговое законодательство по решению проблемы так называемых «блях».

В частности, законопроект 8487 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств направлен на изменение механизма начисления акцизного налога при ввозе транспортного средства на территорию Украины.

Законодатель установил, что ставка налога для соответствующего транспортного средства должен определяться по формуле: ставка = Ставка базовая * Коэффициент двигателя * Коэффициент возраста транспортного средства.

Коэффициент двигателя должен определяться путем деления объема двигателя в кубических сантиметрах на 1000. Коэффициент возраста автомобиля — это количество полных календарных лет, когда эксплуатируется автомобиль.

Базовая ставка акцизного налога должна определяться от вида топлива на котором работает транспортное средство и объема двигателя. Так для бензиновых двигателей базовая ставка будет равна: до 3000 куб.см. — 50,0, свыше 3000 куб.см. — 100,00 .; для дизельных двигателей: до 3500 куб.см. — 75,0, свыше 3500 куб.см. — 150,0.

Для транспортных средств, использующих электрический двигатель устанавливаются ставки акцизного налога в следующем размере: для так называемых «гибридов» — 1 евро за 1 кВт.ч емкости электрического аккумулятора для тех автомобилей, которые приводятся в движение только электрическим двигателем — 100 евро за 1 штуку.

Таким образом, закон отменяет старые ставки акцизного налога на автотранспортные средства и устанавливает единый механизм их исчисления без существования льготных категорий, за исключенем тех автомобилей, которые уже были ранее ввезены на территорию Украины и не прошли процедуру таможенного оформления и не стали на учет в органах МВД.

Для таких автомобилей закон устанавливает льготный период: с первого дня вступления в силу данного закона по тридцатый календарный день (включительно) со дня вступления в силу временного порядка таможенного оформления автомобилей, но не позднее 60 календарных дней со дня вступления в силу этого закона — устанавливается коэффициент акцизного налога на уровне 0,5; с тридцать первого дня вступления временного порядка таможенного оформления автомобилей, но не позднее 90 календарных дней со дня вступления в силу этого закона — устанавливается коэффициент акцизного налога на уровне 0,75.

Этим же законом лица, прошедшие процедуру таможенного оформления по вышеперечисленным условиям, освобождаются от ответственности за соблюдение сроков и условий таможенных режимов временного ввоза или транзита.

В свою очередь законопроект 8488 устанавливает более жесткие правила относительно привлечения к ответственности лиц, нарушающих сроки и условия таможенных режимов временного ввоза и транзита. К новеллам можно отнести новые нормы о запрете без декларирования и соответствующей денежной гарантии ввозить гражданам-нерезидентам Украины на таможенную территорию Украины более одного транспортного средства; увеличение санкций за нарушение сроков транзита, временного ввоза, за нарушение запретов на передачу управления автомобилем лицом, которе переместило автомобиль на таможенную территорию Украины в таможенном режиме временного ввоза; установление механизма обязательного обмена информацией между таможней, органами МВД и пограничной службой по автомобилям, которые въехали на таможенную территорию Украины в таможенных режимах временного ввоза и транзита; приостановления срока привлечения виновных лиц к административной ответственности на срок рассмотрения дела судом.