fbpx

Автор: Олег Щербак
Адвокат, ЮК «Правозащита Украина» 

Особенности применения законодательства о нарушении таможенных правил в странах ЕС

Таможенное законодательство Европейского Союза гармонизированным. Однако некоторые вопросы таможенного дела каждый член Союза решает отдельно. К таким вопросам относится процедура рассмотрения и применения санкций в отношении случаев нарушения таможенных правил. То есть привлечение отдельного лица за нарушение таможенных правил в стране-члене ЕС происходит не по общеевропейским законодательством.

В ст. 42 Таможенного кодекса Европейского Союза 2013 указано, что каждое государство-член Союза самостоятельно устанавливает наказание за нарушение таможенных правил. Если такое наказание относится к административных (имеется в виду некриминальные), оно должно быть применено в виде любого сбора, взимаемого таможенной администрацией и / или решения об аннулировании, приостановлении любого разрешения, лицензии в отношении лица, которой они относятся. Стоит отметить, что правовые системы государств-членов ЕС предусматривают различные виды наказаний за нарушение таможенных правил: принадлежащие к уголовным, и другие.

Из 24 членов ЕС 16 государств имеют правовую систему, которая предусматривает как уголовные, так и некриминальные (административные) наказание за нарушение таможенных правил (смешанная система). В других 8 странах применяется система, которая предусматривает только уголовное наказание. В тех государствах, где действует смешанная система, применяются пороги для отделения уголовного преступления от некриминального (в частности, суммы обязательных платежей, которые должны быть уплачены в случае перемещения товара, а также его стоимость).

Такие страны как Венгрия и Финляндия имеют слишком низкие пороги. В этих странах административное производство будет очень редким явлением. Зато криминальный вид привлечения к ответственности в большинстве случаев преобладает.

Некоторые специалисты говорят о наличии трехступенчатой ​​санкционной системы ЕС таможенные уголовные наказания, таможенные финансовые наказания и таможенные административные наказания. В этой системе уголовное наказание применяет суд, а некриминальные — таможенные администрации.

В июле 2018 Европейский парламент в первом чтении утвердил проект резолюции, которым определил необходимость приведения национального законодательства членов ЕС к единых критериев в ближайшем будущем. В частности, в проект отмечается, что страны-члены ЕС должны внести соответствующие изменения в национальное законодательство и установить ответственность за подстрекательство, побуждение к совершению действий, которые могут квалифицироваться как нарушение таможенных правил. Предусматривается установление обязательной правовой нормы, которая определяет нарушение таможенных правил независимо от наличия умысла в действиях виновного лица.

Проектом также устанавливается необходимость сохранить или в отдельных случаях ввести ответственность за нарушение таможенных правил как для физических, так и для юридических лиц. Все страны-члены ЕС должны разработать и ввести соответствующую шкалу санкций за нарушение таможенных правил, в соответствии с тяжестью причиненных последствий, учитывая обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Отдельно в проектах отмечается о необходимости введения ограничения срока производства по делам о таможенных правонарушениях (привлечение к административной ответственности) в 4 года со дня совершения правонарушения, а в случае длящегося правонарушения — с момента, когда правонарушитель прекратил совершать противоправные действия.

В то же время проект устанавливает, что каждое государство-член должно предусмотреть в законодательстве норму о приостановлении такого срока на время судебного разбирательства. Это очень важно, поскольку до сих пор являются государства ЕС, где отсутствует такой срок. В проект перечисленные составы таможенных правонарушений, должны предусмотреть в своем законодательстве государства-члены ЕС, а также отдельно определены обстоятельства, которые должны учитываться при определении правонарушения значительным и незначительным.

Сейчас этот проект резолюции не прошел следующие чтения и не получил статуса правового акта. Однако, очевидно, что изложенные в проектах позиции в будущем все же будут включены новому законодательству всех членов ЕС.

В свое время разрозненность в подходах стран ЕС по применению правил о нарушении таможенных правил привела к спору, который был инициирован США в рамках соглашения ГАТТ. США утверждали, что неодинаковый подход таможенных администраций стран ЕС в этом вопросе приводит к нарушению статьи X: 3 (a) Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 По заключению группы и Апелляционного органа Всемирной торговой организации в ноябре 2006г., Отсутствие в ЕС единого подхода к санационного политики в таможенном деле не является нарушением статьи X: 3 (a) Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994

Как усматривается из содержания решения, США не удалось предоставить достаточных доказательств того, что отсутствие гармонизированного законодательства ЕС в сфере нарушения таможенных правил приводит к неоднородной применения таможенных законов и правил. В то же время наличие такого решения еще раз доказывает необходимость согласовать свои позиции стран ЕС, чтобы развить свое таможенное законодательство и избежать подобного спора в будущем.

Как ожидается, гармонизация законодательства стран-членов ЕС в этом вопросе позволит улучшить управление на уровне Таможенного союза и избежать заявлений о том, что Европейский Союз не выполняет взятые на себя обязательства в рамках Всемирной торговой организации.

Комментраий опубликовано в издательстве «Юридическая газета» от 22 октября 2019 г.  № 43-44